Как стало известно «НГ» из источников в Следкомитете России, там намерены активно расследовать версию о проходивших в Литве для российских оппозиционеров семинаров якобы по подготовке к оранжевой революции. «НГ» выяснила, что лекции продолжались все лето, а побывать на них успели около 150 россиян. Один из участников семинара подробно рассказал, чему на этих семинарах учили на самом деле. Эксперты и юристы недоумевают: лекции, за которые людей собираются преследовать, сейчас можно прослушать в любом российском вузе.
Как сообщили «НГ» источники, близкие к «болотному» следствию, тема подготовки к оранжевой революции будет активно раскручиваться в рамках дела по документальному фильму НТВ «Анатомия протеста-2».
В частности, соответствующих показаний следователи требовали, по информации «НГ», от находящегося в СИЗО Константина Лебедева. Он, по данным следствия, мог видеть списки участников неких семинаров в Литве. Тех самых, в которых Следственный комитет углядел угрозу государственному строю и подготовку оранжевой революции.
Отметим, что, кстати, никакой тайны из данных семинаров организаторы не делали. На них начиная с весны 2012 года мог в принципе записаться любой желающий. О чем свидетельствует, в частности, тот факт, что на одно из занятий приезжала съемочная группа Первого канала. Некоторые участники семинаров потом еще долго со смехом вспоминали эту историю: «Помните, в репортаже шла речь о некоем таинственном витязе, отказавшемся представляться? Это был куратор групп с распространенным литовским именем Витас».
Корреспондент «НГ» побеседовал с одним из участников семинара, который в рассуждении о возможном уголовном деле попросил не упоминать в газете его имени. Как выяснилось, литовские лекции проходили в рамках ежегодного сотрудничества между российской оппозицией и Евросоюзом. Их организатором выступил, по сведениям «НГ», известный в Литве Восточноевропейский образовательный центр. Он занимается программами развития демократии в Восточной Европе и мониторит ситуацию с нарушением прав человека по всему миру. Сайт центра публикует отчеты о преследованиях активистов оппозиции в Белоруссии, Иране, отчеты по парламентским выборам в Украине и так далее.
Семинары длились ровно неделю, а само мероприятие проводилось в однозвездочном отеле в пригороде Вильнюса. Тематика лекций, на которых побывал собеседник «НГ», касалась ненасильственного протеста. Параллельно, как сообщали другие участники, там готовили наблюдателей на выборы.
Рассказывали, к примеру, о «Соляном марше» Махатмы Ганди, продолжает собеседник: «Он был предпринят в 1930 году в качестве протеста против монополии Британии на производство соли. Людей избивали, а они шли безоружными и не сопротивлялись». По словам источника, на других семинарах рассказывали, как сделать публичные акции более креативными, например, выбирая лозунги, которые поддержат все люди: «Ставку лучше делать не на отдельных лидеров, а на конкретные идеи».
О том, что никакой секретности, уместной для «подрывных семинаров», не было и в помине, свидетельствует тот факт, что участники смен активно «чекинились» в Twitter (на сленге – объявляя о своем местонахождении. – «НГ»). «Смены прибывали каждую неделю, насколько я знаю, Литву в рамках этой образовательной программы посетили около 150 человек, включая и семейные пары», – сообщил собеседник «НГ». И добавил, что после обыска и допроса активиста Юрия Набутовского все посетившие семинары пребывают в шоке.
Редакция «НГ» попросила прокомментировать ситуацию адвоката Дмитрия Аграновского. Он пояснил, что если с этической точки зрения участие в семинарах может вызвать у кого-то осуждение, то юридически людей преследовать не за что. Аргумент следствия о том, что люди на семинарах обсуждали подготовку к оранжевой революции, эксперт назвал абсурдным: «В Украине, как мы помним, фальсификацию выборов признал Верховный суд, и Янукович добровольно сложил полномочия».
Замглавы Центра политических технологий Борис Макаренко убежден, что интерес СК к семинарам не имеет юридических оснований: «В российской правовой системе понятие «цветная революция» отсутствует. Подобные революции всегда проходят под легитимистскими лозунгами. Да и подготовка к массовым коллективным акциям протеста не преступление – ведь никто же не говорит о вооруженном противостоянии или нападении на полицию».