Попытка чиновников мэрии Волгограда отыскать «новый смысл» для города-героя (см. «НГ» от 29.11.12) – через создание нового городского символа – обернулась громким политическим скандалом. В течение недели российские информационные ресурсы, политические, общественные и религиозные деятели бурно обсуждали уместность инициативы креативщиков из департамента зарубежных связей администрации Волгограда, предложивших провести в год празднования 70-летия Сталинградской победы конкурс на поиск «нового образа родного города».
О том, что «новый образ» должен фактически заменить традиционный символ города – Родину-мать на Мамаевом кургане, – пояснили журналистам партнеры городского департамента зарубежных связей по конкурсу из регионального Агентства по туризму. Поэтому попытки и.о. главы горадминистрации Волгограда Владимира Собакаря оправдаться (в том числе и в письме в «НГ» от 04.12.12), заявляя, что чиновники мэрии и в мыслях ничего не имели против нынешнего «главного символа и смысла» Волгограда – легендарной скульптуры на главной высоте России, – вряд ли можно считать убедительными.
«Целью конкурса не ставился поиск нового смысла и нового символа города-героя», – утверждает в письме в «НГ» Владимир Собакарь, подчеркивая, что журналисты неправильно поняли инициативу чиновников. Однако именно на сайте вверенной Собакарю администрации чиновниками департамента зарубежных связей в конце ноября с.г. был размещен пресс-релиз о конкурсе под красноречивым заголовком «Волгоград ищет новый символ». И то, что после публикации статьи в «НГ» от 29.11.12 этот замечательный материал безо всяких объяснений таинственно исчез с официального сайта мэрии, вряд ли можно считать доказательством правоты Собакаря.
Впрочем, понять попытки нынешнего и.о. градоначальника Волгограда оправдаться можно. В своей административной карьере он второй раз поскальзывается на «сталинградской тематике». Впервые это произошло летом 2011 года, когда Владимир Собакарь был уволен с должности главы Центрального района Волгограда за то, что не смог обеспечить защиту от пожаров расположенного на территории района Мамаева кургана. Тогда фотографии горящей главной высоты России, оказавшиеся в Интернете, стали основанием для громкой отставки главы райадминистрации Собакаря.
Разумеется, это не значит, что нынешний скандал с поиском нового символа Волгограда непременно закончится отрешением и.о. мэра Волгограда от занимаемой должности. Тем более что, как сообщает пресс-служба мэрии, официальные виновные в скандале найдены – руководителям городского департамента зарубежных связей и комитета по делам молодежи (КДМ) Собакарем объявлены выговоры, а глава КДМ, в свою очередь, объявил выговор собственному заместителю. Но если чиновники не искали новый бренд города-героя, почему они наказаны?
После того как в защиту традиционного символа Волгограда выступили влиятельные функционеры партии власти и депутаты-единороссы Государственной Думы, появились слухи о том, что главный креативщик конкурса на «новый символ» из департамента зарубежных связей Волгограда будет все-таки уволен. Однако пока непоправимого не произошло – чиновник срочно ушел на больничный.
История с поиском нового бренда и символа в Волгограде не только в очередной раз продемонстрировала одну из главных проблем российской бюрократии – ее невнятность и, как следствие, непонятность для общественного мнения, которое требует создания системы синхронного перевода с бюрократического языка на русский, что оборачивается как минимум информационными потрясениями. Гораздо более интересным представляется другое обстоятельство.
Российский Интернет считается средой, где преобладают антикремлевские, антивластные, протестные настроения. Это дает основание чиновникам от партии власти упрекать отечественный сегмент Всемирной паутины в антипатриотизме и отсутствии национального самосознания. Однако история с несостоявшимся ребрендингом Волгограда показала, что это далеко не так. Именно Сеть вслед за «НГ» выступила в защиту традиционного символа Волгограда-Сталинграда, подвергла критике креативное самодурство ряда волгоградских чиновников – именно с патриотических позиций. В этом смысле поиск нового символа Волгограда городскими чиновниками обернулся неожиданным, но, безусловно, важным педагогическим экспериментом для гражданского общества.
Возникшая в начале декабря с.г. как реакция на попытку девальвации одного из важнейших символов России эмоциональная патриотическая волна в Интернете показала, что смыслы и образы исторических побед страны остаются основными объединяющими конструкциями для расколотого сознания. Поэтому сохранение таких символов, как Родина-мать, в актуальном социально-политическом и смысловом пространстве России является важным элементом государственной политики (если, конечно, власть стремится к сохранению такой новой исторической общности, как российский народ). Тем более в ситуации, когда почти все другие элементы этой политики оставляют желать лучшего.
Волгоград