Оппозиция уверена, что Развозжаев оговорил товарищей под пытками.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера телеведущий Леонид Парфенов заявил о намерении оппозиции провести в субботу несанкционированную акцию в защиту арестованных товарищей. Между тем ситуация с Леонидом Развозжаевым, помощником депутата Ильи Пономарева, вчера продолжала стремительно развиваться. Члены общественной наблюдательной комиссии во главе с Валерием Борщевым рассказали о свидании с узником, пообещав расследовать вопрос о возможных пытках - психологических.
Тем временем глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов заявил, что ждет ответа на свое обращение по делу Развозжаева от Генпрокуратуры и Следственного комитета, куда он обратился с просьбой разобраться в происходящем. Все эти события ясности в картину не прибавляют.
Например, остается непонятным важный вопрос: каким образом Развозжаев попал в Россию? Дело принципиальное: или есть у нас институт похищения людей в сопредельных государствах, и тогда мы живем в эпоху Ивана Грозного. Или нет – и тогда есть надежда на восстановление справедливости. Пока по умолчанию все считают, что похищение было. И СКР не торопится слухи развеять. Например, предъявив обратный билет Развозжаева на поезд или самолет. Впрочем, кажется, мало кого волнует этот совсем не технический вопрос.
Не все ясно и с самим Развозжаевым. Он говорит о психологических пытках. Если ему угрожали преследованиями близких, то почему он вчера же опроверг свои показания «на 10 листах»? Близкие покинули страну? И почему он не написал официального заявления в СКР о пытках, не обратился за помощью – официально – к адвокатам, которые рвутся его защищать?
После посещения Развозжаева в СИЗО правозащитники заявили о «новом методе» борьбы власти с инакомыслием. Им показалось, что заключенный находится в заторможенном состоянии. Валерий Борщев был шокирован тем, что услышал от Развозжаева об обстоятельствах его задержания: «Идет реставрация использования опыта сталинского времени периода тридцатых годов, когда похищали и убивали генералов белой армии». «Пытки были, но его не избивали, а были страшные психологические пытки, и он был вынужден дать ложные показания», – добавил правозащитник.
Завтра в СКР, как ожидается, придет на допрос лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. Ему скорее всего предъявят обвинение в организации массовых беспорядков. «Это реальная политическая репрессия против Удальцова, его окружения, Развозжаева», – заявил вчера лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. А глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов обратился к генпрокурору Юрию Чайке и главе СКР Александру Бастрыкину «с просьбой взять под личный контроль ситуацию с Леонидом Развозжаевым – весьма странную историю его похищения и последующей явки с повинной». Федотов попросил Бастрыкина организовать встречу членов СПЧ с Развозжаевым, а затем обсудить ее итоги вместе с представителями силовых ведомств. Пока ответа он не получил.
В Кремле вчера не стали комментировать дело Развозжаева. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил: «Вряд ли это дело, которое может и должно комментироваться из Кремля. Это дело, которое касается следственных органов, обвинителей, судей, адвокатов и правозащитников».