Декларации о расходах будут проверять сами чиновники.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
На этой неделе Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект, обязывающий чиновников и парламентариев составлять декларации о расходах. По информации «НГ», комитет по безопасности нижней палаты, обсудивший вчера поправки в документ, оставил в силе положения, которые, по сути, лишают задумку смысла. Эксперты считают, что отечественный законопроект на эту тему борьбе с коррупцией не поможет.
Документ, внесенный весной этого года премьер-министром Дмитрием Медведевым, призван стать паллиативом ст. 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, предусматривающей суровое наказание за так называемое незаконное обогащение. Статья эта в отличие от остального текста Конвенции, напомним, до сих пор не ратифицирована Россией.
Между тем, по данным «НГ», наиболее критикуемые положения правительственного законопроекта не поправлены.
Наблюдатели уверены – Думе рекомендовано проголосовать за беззубый документ, который не просто лишает возможности привлекать к ответственности взяточников, но, что еще опаснее, позволяет делать это избирательно. Дело в том, что по закону зазор между доходами и расходами чиновников и парламентариев должна была устанавливать внутриведомственная комиссия, которая и станет принимать решение – привлекать ли к этому факту внимание правоохранительных органов. Иначе говоря, начальник мог бы сам решать – начать ли расследование против проштрафившегося чиновника. Что само по себе сильнейший коррупциогенный фактор.
Ирина Яровая, глава комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, от критиков отмахивается. Она уверена – дело в плохой пропаганде законопроекта. Недавно Яровая призвала экспертное сообщество «заниматься разъяснением положений закона»: «В публичном пространстве тиражируется и навязывается обществу миф о том, что якобы статья 20 Конвенции проигнорирована... Просьба к вам как к профессионалам включаться в эту дискуссию, давать ответы, в том числе и на эти вопросы». Только ли в плохой пропаганде дело?
Депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов не разделяет позиции Яровой. Он вносил в законопроект поправки, направленные на ратификацию 20-й статьи, – и возможный учет этих поправок был главной интригой с весны, после принятия медведевского проекта в первом чтении. Поправка предусматривает уголовную ответственность за нарушения, связанные с незаконным обогащением чиновников и парламентариев – в строгом соответствии с нормами международной конвенции. «Эта поправка не включена в законопроект, она значится в числе отклоненных. Как и на нынешних выборах, единороссы здесь празднуют победу. Они категорически отказываются ратифицировать 20-ю статью в любом виде», – утверждает коллега Яровой по комитету.
Нет в списке принятых к обсуждению и другой важной поправки экспертов, возмущающихся тем, что практически вся правоохранительная система исключена из борьбы с коррупцией. Заниматься сопоставлением двух видов деклараций, сетует Горовцов, «будут некие кадровые службы ведомства. Вместо борьбы с коррупцией получается междусобойчик – когда руководители подразделений в тех или иных министерствах будут сами решать: есть нарушения или нет. И следует ли передавать сведения о нарушениях в правоохранительные органы. Это вне всякой критики».
«НГ» обратилась за разъяснениями к Ирине Яровой: не кажется ли главе комитета по безопасности, что ведомственная комиссия может оказаться не вполне объективной, поскольку ставит результат проверки в зависимость от желания начальника – начать ли проверку? Ответ последовал длинный и замысловатый: «Широкий круг заявителей, установленный законом, дает возможность широкого общественного контроля... Поправки делают обязательной обратную связь и аргументированный ответ заявителю... Накопленная за три года база и те мероприятия, которые будут связаны сейчас с отчетностью по расходам, абсолютно корреспондируются, они зеркальны, и фактически сведения, которые будут поступать, не могут остаться вне контроля даже в том случае, если не будет обращения ни от одного из заинтересованных субъектов...»
Яровая не отрицает, что заниматься сопоставлением деклараций будут ведомственные комиссии. Она считает создание специального органа для этой работы нецелесообразным – слишком много ведомств ему придется проверять. Кроме того, успокоила она «НГ», обязанность установить нарушение налагается законом и на самого нарушителя: «Если он не представляет соответствующую информацию или искажает ее, наступает серьезное последствие: утрата доверия и последующее увольнение».
В сухом остатке закона – самоконтроль ведомства и нарушителя. Может ли представить себе глава комитета по безопасности коррупционера, с удивлением обнаружившего у себя расхождения в декларациях и бросившегося исполнять предписание – доносить на самого себя? Похоже, может. Яровая не сомневается и в объективности ведомственной комиссии, заинтересованной изгонять из своих рядов сотрудников, невзирая на лица. Очевидно, она уверена и в том, что депутат Геннадий Гудков потерял недавно мандат исключительно из-за собственных нарушений.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков уверен – закон ничего не прибавит к борьбе с коррупцией и по причине слишком ограниченного списка декларантов: «Сегодня по закону мы можем контролировать только супругов, чиновников и несовершеннолетних детей. Поэтому я внес законопроект о расширении перечня родственников чиновников, обязанных декларировать свои доходы. Это не только совершеннолетние дети, сестры, братья, но и бабушки-дедушки». Эти поправки так и не были рассмотрены в комитете, сожалеет собеседник «НГ».