0
1835
Газета Политика Интернет-версия

10.10.2012 00:00:00

Минтруд вспомнил о конфликте интересов

Тэги: минтруд, чиновники, коррупция, закон


Министерство труда и социальной защиты направило всем органам исполнительной власти в Центре и на местах специальное разъяснение о практическом применении одной из статей закона о противодействии коррупции. Показательно тут все. И то, что сам закон необходимо разъяснять дополнительно. И то, что делает это правительственное ведомство, а не прокуратура или суд. Не говоря уже о том, что сам закон о противодействии коррупции был принят уже почти четыре года назад – в декабре 2008 года и до сих пор почему-то в пояснениях не нуждался.

Похоже, нормы этого закона в реальности не применялись. А между тем речь там в том числе и о достаточно эффективной норме. А именно – о требовании к бывшему чиновнику, ушедшему в отставку на вольные хлеба, получать разрешение на своем прежнем месте работы при трудоустройстве в частном секторе на зарплату более 100 тыс. руб. в месяц. Конечно, в том случае, если эта негосударственная компания так или иначе управлялась ведомством, которое чиновник покинул. Испрашивать разрешение необходимо у комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликтов интересов. Такого рода структуры созданы в каждом органе власти. Кстати, они же рассматривают вопросы о возможности того или иного действующего чиновника заниматься преподавательской, научной и иной оплачиваемой творческой деятельностью.

Заметим, что, когда закон о борьбе с коррупцией еще только обсуждался, многие эксперты обращали внимание на эти самые комиссии. И высказывали опасения, а не возникнет ли при угнетении коррупции традиционной еще один ее вид, когда получение какого-либо разрешения от данных комиссий будет оплачиваться по особой таксе. Похоже, что-то подобное и произошло, а иначе зачем было давать какие-то разъяснения? Минтруд, правда, прямого подтверждения такой догадке не дает, но смысл направленной им в органы власти бумаги говорит сам за себя. Построена она совершенно четко по схеме «с одной стороны... с другой стороны...», а стало быть, опять не создает в правоприменении никакой четкости.

Например, указывается в разъяснении Минтруда, частный работодатель, нанимающий на работу бывшего чиновника, обязан получить информацию от последнего о том, что для того действуют некоторые ограничения. Но, с другой стороны, и сам наниматель должен понимать, что информацию о трудовом договоре с бывшим госслужащим он обязан направить на его последнее место работы. Кстати, экс-чиновник обязан на новом месте предупредить о своем особом статусе лишь в том случае, если прежняя его должность входила в некий особый список, утвержденный указом президента. Однако, опять же с другой стороны, он должен это делать даже тогда, когда новая его фирма вроде бы не подпадала под регулирование его бывшего ведомства.

В общем, в разъяснении Минтруда наворочено слишком много разных «но». Скажем, если в свое прежнее министерство бывший госслужащий за разрешением на новую работу не обратился, то теоретически потом он ее может и потерять. Так что, советует Минтруд всем, хорошенько оцените круг своих чиновничьих занятий. Впрочем, тут же уточнено: существует некое госрегулирование пусть и в конкретной сфере, но направленное на неопределенный круг лиц. Так вот если наш бывший чиновник действовал именно тут, то есть своими делами не мог создавать конкретным компаниям привилегии и приоритеты, то ему, в общем-то, в комиссию по урегулированию конфликта интересов на старой работе и обращаться не надо.

Глава Института современного развития Игорь Юргенс отмечает, что при всех недостатках нашего законодательства важно уже то, что «вопрос поднят и введен в законодательное русло»: «То есть по крайней мере есть правила, по которым можно отслеживать процесс в тех случаях, когда ситуация становится нетерпимой». Эксперт проводит параллель с коррупцией: «Взятки становятся невозможными в ситуации 30% отката – это делает бизнес нерентабельным. Предприниматели идут в спецслужбы – отсюда спецоперации, подставы, скрытые съемки... Приблизительно такая же ситуация, с моей точки зрения, с конфликтом интересов. В конкурентной среде люди будут понимать, что, если чиновник ушел и унес с собой какую-то важную базу данных в сферу, которую курировал, и теперь там пристроен, – это угроза конкурирующей организации. Которая будет обращаться в суды. Потому что надеяться на власти сегодня совершенно невозможно».

Конечно, говорит эксперт, «можно рассчитывать на омбудсмена, на администрацию президента»: «Но это менее результативно, чем если компания Икс поймет, что, обретя чиновника Игрек, нарушившего норму о трехлетнем моратории на работу в той фирме, которую курировал, она сильно рискует».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
661
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2391
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1592
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1218

Другие новости