Сенатор Людмила Нарусова объясняет происходящее вероятным стремлением Ростелекома к монополизму.
Фото РИА Новости
Вчера руководители телеканала «Совершенно секретно», номинированного на международную премию Eutalsat TV Awards, заявили о решении ОАО «Ростелеком» досрочно расторгнуть с ними договор о сотрудничестве. Вещание на канале должно быть прекращено 1 марта. В беседе с «НГ» представители канала подчеркивают: подлинная причина носит сугубо политический характер. И приводят примеры попыток вмешательства чиновников в редакционную политику канала. Эксперты оценивают случившееся как новый сигнал обществу об усилении контроля над СМИ.
Руками лояльных власти чиновников в России идет зачистка информационного поля, уверена организатор и генеральный директор вещательного спутникового и кабельного телеканала «Совершенно секретно» Этери Левиева.
Обратившись вчера к журналистам, она напомнила, что канал смотрят 15 млн. человек. В беседе с «НГ» Левиева подчеркнула, что руководство канала неоднократно пыталось выяснить в Ростелекоме, почему с ними разрывают договор, срок действия которого истекает лишь в 2014 году. Правда, формально в документе есть пункт, что он может быть прерван в одностороннем порядке, но собеседница «НГ» говорит о чисто политических причинах случившегося. Она утверждает, что Ростелеком высказывал недовольство трансляцией митингов оппозиции и программами с участием депутата Ильи Пономарева, сопредседателей ПАРНАСа Бориса Немцова и Михаила Касьянова, политика Ильи Яшина и других лидеров оппозиции. Последней в этом ряду была член Совета Федерации Людмила Нарусова в интервью программы «После Собчака». «После выхода передачи нам позвонили из Генеральной прокуратуры с просьбой предоставить материалы эфира», – сказала «НГ» Левиева. В беседе с «НГ» Нарусова подтвердила, что ее интервью действительно было запрошено Генпрокуратурой. Впрочем, по словам сенатора, у Юрия Чайки нет к ней никаких претензий: «Я лично была у него на приеме, спросила – какие есть претензии у Генпрокуратуры? Он сказал, что любит мои интервью, но последний эфир пропустил и попросил своего помощника его взять – для личного пользования, просто чтобы посмотреть. Но прошло уже почти полгода – и никаких претензий ко мне и санкций к телеканалу по этому поводу нет. Сам факт затребованного интервью используется в качестве «страшилки». Нарусова считает некорректной попытку руководства канала связать случившееся с ее интервью: «Это не так. Я думаю, что Ростелеком руководствуется коммерческими соображениями, но очень часто их пытаются облечь в какие-то политические формулировки. Я думаю, что Ростелеком стремится к монополии и вся эта история лишь предлог».
Ведущий программы «Политическая кухня» Леонид Велехов рассказал «НГ», что Ростелеком неоднократно вмешивался в редакционную политику канала: «Представители ведомства в приватных беседах просили умерить тон канала, не приглашать оппозиционных политиков. В этом случае указательный палец чиновника устремлялся к потолку – мол, это оттуда идет недовольство, откуда идут замечания и требования прекратить приглашать не тех людей...» Гостями «Совершенно секретно», подчеркивает Велехов, были не только деятели несистемной оппозиции: «Мы приглашали и единороссов, и чиновников, но вытащить их невозможно, им это все совершенно не нужно».
По словам Велехова, приглашение от телеканала получали и первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин, и глава генсовета «Единой России» Сергей Неверов, «но не было никакого ответа». Единоросс Валерий Рязанский, рассказывает Велехов, было согласился: «Но в последний момент нам позвонили и сказали, что он где-то застрял в пробке. Похоже, он из этой пробки так до сих пор и не выбрался». «Мы никогда не называли себя оппозиционным каналом, – говорит Этери Левиева, – мы канал журналистских расследований. Наша сфера – криминальные и исторические циклы. Но ситуация в стране с осени прошлого года изменилась. Актуализированные новости, аналитические программы завоевали больший интерес у публики. Почему бы на этом не делать в том числе и бизнес помимо того, что это традиционная журналистская работа? Ведь законодательство нам это позволяет». Этери Левиева ждет встречи с Вячеславом Володиным: «Я надеюсь, что она будет. Мы хотели бы переговорить с администрацией президента, если она действительно имеет отношение к этим решениям – в чем я сильно сомневаюсь».
«НГ» обратилась за комментариями в Ростелеком. Компания объяснила закрытие телеканала «планами по оптимизации расходов «НКС-Медиа» в 2013 году в рамках бюджетного процесса, задачей которого является поиск наиболее эффективных моделей экономического развития... Компания уверяет: «Расторжение договорных отношений с ЗАО «Телекомпания «Совершенно секретно» подразумевает комфортные сроки и условия выхода из них для обеих сторон».
Судя по реакции телеканала, особого комфорта там не испытывают. Этери Левиева указывает на долг Ростелекома перед государством в 185 млрд. руб., а также на слишком высокие в этой ситуации, по мнению телеканала, зарплаты менеджеров компании. По мнению собеседницы «НГ», «проще было бы Ростелекому оптимизировать свои финансовые затраты, нежели отлучать от «Совершенно секретно» 15 миллионов зрителей».
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает историю странной – особенно учитывая позицию Генпрокуратуры, затребовавшей материалы канала: «В сюжете с участием Нарусовой самое резкое заключалось во фразе: «Если бы Собчак был жив – он был бы на Болотной площади». Но здесь нет ничего экстремистского и подрывающего основы государства, даже по нашим временам. Наверное, в ближайшие дни нам скажут, что канал был нерентабельным. Но есть и давление, поэтому, естественно, канал будет максимизировать все аргументы и факты, связанные с давлением. А Ростелеком скорее всего через дочернюю структуру будет говорить – тут чистый бизнес». Однако сам факт закрытия канала в спешном порядке эксперта настораживает: «Канал рассчитан все-таки на думающую, продвинутую аудиторию – именно на этом фронте закручивают гайки».