У митингов не было вождей. Нет их и сегодня.
Фото Reuters
Долго ожидаемая и пышно анонсированная новая «Анатомия протеста», показанная на НТВ вечером в пятницу, предложила россиянам старый сценарий «продажных вождей оппозиции». По мнению экспертов, фильм бьет мимо цели. А также мешает самой власти – в долгосрочной перспективе. Потому что отсекает возможности для диалога с основной массой граждан, выходящих на митинги несогласных.
Уже не только Госдума, но и Генпрокуратура, а также Следственный комитет намерены проверить «факты», содержащиеся в «Анатомии...». За последние годы это редкий случай полного единодушия соперничающих ведомств Юрия Чайки и Александра Бастрыкина. Получается, что создатели картины сначала получили от спецслужб оперативную съемку, показали ее всей стране, а сейчас вернут ее обратно – мол, разбирайтесь, товарищи.
Фильм, построенный в жанре шпионского сериала, откровением не стал. Даже герой его Сергей Удальцов не слишком скрывает готовность брать деньги «хоть у дьявола – раз на благие цели». Так он высказался в одном из интервью. Однако, много раз повторив, что фильм – сплошное вранье, Удальцов так и не ответил на главный вопрос: а был ли мальчик? То есть была ли та самая встреча, где обсуждались вопросы о финансировании протестных акций? И получал ли он указания от спонсоров? Уклончивый ответ типа «мало ли с кем я разговаривал» – не ответ политика. Политик либо признает правду, либо подает в суд на клеветников.
Но дело даже не в самом Сергее Удальцове. Или Алексее Навальном, который в этом фильме выглядит прочно связанным с «продавшимся» Удальцовым, что, видимо, должно обнулить его интернет-разоблачения.
Создателям фильма и авторам его идеи кажется, что они попали в сердце оппозиции, выходящей десятками тысяч на улицы столицы несколько раз в году. Более того – в этом уверены и сами радикалы. Однако и Удальцов, и Навальный, и члены Координационного совета оппозиции, который в Сети упоенно занимается выборами собственных мини-вождей, имеют мало отношения к основной массе протестующих. Люди, выходившие на Болотную площадь, не имели лидера. Не имеют они его и сегодня. Не спасут ситуацию ни деньги спонсоров Удальцова, ни победители интернет-конкурса на лучшего вождя оппозиции. Поскольку они не вожди Болотной, а всего лишь организаторы митинга.
Отсюда – главная ошибка власти, бьющей мимо цели. Можно посадить Удальцова и Навального, но проблема недовольства властью со стороны большого слоя общества решена таким образом не будет. У этих политиков практически нет рейтинга. Сейчас происходит занимательный сюжетно, но совершенно бессодержательный поединок власти и выдуманного ею врага человечества.
Если бы остальные проблемы в обществе были решены – и такое бы зрелище сгодилось. Однако, сражаясь с мнимым противником, власть идет на опасную подмену фантомами нормальной повестки дня, требующей обсуждения в обществе.
Содержательных результатов такая позиция Кремля не дала и дать не может, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Власть действует по старинке, исходя из того, что кто-то эти протесты организовывает и проплачивает. Это глупость, потому что если представить, что власть добилась своих целей и дискредитировала всех лидеров оппозиции, то тем самым она создала бы себе самой большие проблемы в будущем – когда ей так или иначе придется с кем-то договариваться».
Более успешной эксперт считает тактику власти в борьбе с USAID: «Это, помимо прочего, серьезный удар по наблюдениям на выборах. В этом случае тактика власти оказывается в короткой перспективе гораздо более успешной». Другое дело, подчеркивает Петров, что здесь, так же как и в первом случае, «власть борется не с болезнью, а с ее симптомами»: «И кажущаяся победа над этими симптомами не означает, что болезни нет, все прекрасно и ничего не надо менять».
Глава Института современного развития Игорь Юргенс поражен, что авторы фильма «не замечают абсолютную импотентность таких усилий»: «Во власти нет понимания, что это сдвиг в общественном мнении большой массы населения. 15–20% людей считают себя оскорбленными тем, что их требования не учитываются властью». На Болотную, подчеркивает собеседник «НГ», выходили люди, которые не видят своими вождями лидеров радикальной оппозиции. И пока власть воюет с ними, остальные остаются у разбитого корыта.
Аудитория, которая выходит на митинги, для власти не опасна, считает замгендиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. По его словам, власть, наказывая радикалов, посылает сигнал наиболее активной части общества: «Много лет она воспроизводит одну и ту же позицию: не суйтесь в политику, мы все ваши проблемы решим, только не путайтесь под ногами. Сидите помалкивайте, поддерживайте нас – и мы вас облагодетельствуем». Такой посыл и в его рамках любой диалог, любое взаимодействие с какими-то активными гражданскими группами не предполагается, указывает социолог: «И более того, он мешает – снижает авторитет власти, потому что власть выстраивает свой авторитет именно в этой перспективе».