Взгляд художника не всегда совпадает с государственными установками.
Фото РИА Новости
Следственный отдел Басманного района Москвы, ссылаясь на некий «мониторинг соцсетей», вчера начал проверку выставки «Духовная брань» на Винзаводе. А до этого в Томском университете перестал открываться сайт писателя-сатирика Виктора Шендеровича. На днях, напомним, судом был запрещен фильм «Невинность мусульман» – в Москве, и сделана попытка запрета рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Ростове-на-Дону. Эксперты видят в происходящем стремление власти говорить с обществом на языке репрессий.
В Следственном отделе Басманного района столицы, где допрашивали молодую художницу Евгению Мальцеву, царила, по ее словам, спокойная и совсем не враждебная атмосфера. На стенах отсутствовали портреты руководителей государства. Зато за спиной следователя Михаила Федорова висела мишень для дротиков – распространенная игра офисного планктона в обеденный перерыв. Такой же молодой, как и художница, Федоров интересовался: когда Мальцева начала писать иконы? Что имела в виду, изображая на картинах фигуранток дела Pussy Riot? А главное – хотела ли своим творчеством оскорбить чувства верующих?
Дело в том, что некоторые произведения Мальцевой посвящены участницам панк-группы. При этом их изображения сильно отличались от традиционной русской иконописи.
Лица, упрятанные в разноцветные балаклавы, выглядят угрожающе, напоминая монстров из ужастиков. То есть прокуратура, которая затеяла проверку, обратившись к басманным следователям в порыве защиты чувств верующих, должна была бы поблагодарить художницу за такой образ панк-группы.
Евгения Мальцева объяснила следователю, что изучала иконопись «всю жизнь начиная с художественной школы». И что оскорблять чувства верующих она не собиралась. И что художнику сложно описывать свои картины, потому что он мыслит в визуальных категориях – композиции, цвета и пластики линий. Беседа на темы мировосприятия в кабинете следователя продолжалась час сорок минут.
«Я не политический художник, – сказала в интервью «НГ» Мальцева. – Я живописец, который переживает общую ситуацию в стране и воплощает ее в живописных образах. Если бы я была политическим художником, я бы занималась перформансами».
После Мальцевой допрошен был организатор выставки, автор идеи «Духовной брани» известный искусствовед и коллекционер Виктор Бондаренко.
СКР вчера подтвердил, что по поручению прокуратуры начал доследственную проверку по факту проведения в выставочном комплексе «Винзавод» экспозиции «Духовная брань» «на предмет наличия преступления, предусмотренного статьей 282 (разжигание ненависти или вражды)». «По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – заявили в ведомстве Александра Бастрыкина.
Любопытная деталь: буквально за час до появления официального сообщения в пресс-службе СКР корреспонденту «НГ» сказали, что узнали о ситуации с допросом художницы из сообщений СМИ и будут мониторить обстановку вокруг выставки, после чего официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин прокомментирует происходящее.
Думается, тщательного мониторинга заслуживает не столько творчество художников, сколько поведение группы казаков, которые на открытии выставки попыталась штурмовать галерею, выкрикивая: «Либеральный фашизм не пройдет!» Тогда, 20 сентября, девять человек были задержаны. Вчера они попробовали повторить свой «подвиг». Организаторы вынуждены были нанять усиленную охрану. Московский Патриархат взволновался казачьими пикетами меньше, чем выставкой. В РПЦ – свои искусствоведы. «Конечно же, к искусству все, что происходит на этой выставке, не имеет никакого отношения. Это очередной акт циничного и безжалостного терроризма по отношению к нашей культуре», – заявил секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).
═ Казаки продемонстрировали близость к искусству. Фото Ридус |
Искусствоведы обнаружились в последнее время не только в РПЦ и Следственном комитете. В Томском университете по приказу ректора № 10621 от 26.09.12 перекрыли доступ к сайту писателя-сатирика Виктора Шендеровича. При попытке зайти с университетских компьютеров на ресурс www.shender.ru открывалась страница с приказом. И приводилась ссылка на федеральный список экстремистских материалов официального сайта Минюста. Где, кстати, ссылка на материалы Шендеровича отсутствует. Это обстоятельство не смутило ректора Томского университета Юрия Шурыгина, который предположил, что доступ к странице запрещен «в соответствии с отработкой закона»: «Я не знаю деталей, но, наверное, так. У нас есть проректор по информатизации, он в курсе ситуации, но он в отпуске».
В интервью «НГ» Виктор Шендерович пояснил, что ему ясно, в какую сторону идет государство: «В сторону совка лучших сортов застоя – когда запреты сочетались с постоянной борьбой за нравственность. С одной стороны, государство атакует свободные СМИ, и «экстремистская» 282-я статья давным-давно уже используется против инакомыслящих. С другой стороны – активисты на местах сигнализируют московскому начальству, что они в курсе тренда и бегут они вперед не петушком за дрожками, как Бобчинский, а впереди паровоза. Совершенно не боясь никакой ответственности. Потому что если бы мы жили в Люксембурге, то я бы сейчас готовил иск к ректору, который солгал, сославшись на федеральный список».
«Ректор, – замечает собеседник «НГ», – точно знает, что ответственность он за это не понесет, но зато его рвение заметят в Москве, и, глядишь, ему еще обломится какая-нибудь благодарность – грантик, постик, командировочка...» Случившееся Шендерович предпочитает считать рекламой для себя: «На мой сайт заходило около 1000 человек. Теперь, после запрета, зайдет народу побольше – посмотреть, что ж там такого». По мнению Шендеровича, государство, которое «ломает общество через колено», «стремительно приближается в этом отношении к Белоруссии и государствам Средней Азии».
Кстати, вчера ближе к вечеру доступ к сайту Шендеровича был восстановлен.
Почему именно искусство стало в последнее время мишенью карательных органов в России? Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский считает, что власть таким образом изображает завинчивание гаек: «Гаек-то на самом деле нет, и завинчивать нечего. Может быть, даже – гайки есть, но нет болтов. А также гаечных ключей. Однако очень удобно изображать этот процесс на «божьих людях». Чтобы скрыть то обстоятельство, что власть лишена сегодня курса, не может восстановить систему управления и не знает, что делать со страной».
Мы присутствуем на странноватом политическом шоу, указывает собеседник «НГ», «но ошибка власти состоит в том, что надолго удержаться на постановочном уровне нельзя»: «Поднятое боевое облако – туча политического мусора – неизбежно требует новых людей типа питерского депутата Виталия Милонова, предложившего дать человеческому зародышу гражданские права. Такие активисты все важнее для государства – они усиливаются, становятся более влиятельными и неизбежно сдвигают политический мейнстрим в свою сторону. Через некоторое время постановкам придется добавлять немножко крови».
Изображение репрессий требуется власти потому, утверждает эксперт, что продолжение прежнего курса управляемой демократии уже невозможно: «С одной стороны – прежняя команда в Кремле демонтирована, а с другой – во власти существует иррациональный страх перед новыми людьми в обществе. Власть не может понять – кто эти люди, которые вдруг стали ей различимы во время митингов и в бизнесе. Это все люди, которых нельзя скупить, с которыми надо договариваться. Власть так действовать не привыкла. Она не хочет договариваться, поэтому хочет взять паузу. И во время этой паузы что-то должно ее защищать, и она считает, что ее защитит только страх».