Россия определилась с главными ценностями.
Фото Trend/ИТАР-ТАСС
Вчера Госдума единогласно приняла заявление «О защите религиозных чувств граждан РФ». А депутаты в беседах с «НГ» поделились подробностями подготовленного законопроекта по ужесточению наказания для тех, кто эти чувства оскорбляет. Юристы недоумевают: закон еще не принят, но в стране есть осужденные именно за такого рода преступление. Блогеры называют инициативу единороссов оскорбительной для граждан, которым угрожают все новыми карами за выражение мнения. И призывают власти признаться: страна возвращается к средневековому клерикализму.
Заявление, подписанное представителями всех четырех думских фракций, зачитал глава профильного комитета палаты по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов. Он перечислил ряд кощунственных событий, случившихся в России за последний год, начав с фразы: «Всем набила оскомину история с Pussy Riot...» После чего зампред комитета Сергей Попов посетовал, что существующая в УК статья, карающая за вандализм, не работает. И предложил внести поправки в Уголовный кодекс, установив особую ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых святынь.
Как пояснил «НГ» Ярослав Нилов, оскорбители чувств будут наказаны или штрафом в 200 тыс. руб., или исправительными работами, или заключением на срок от двух до четырех лет – в зависимости «от тяжести содеянного». При этом, по словам Нилова, будет учитываться мотивация преступления: «К примеру, человек спилил крест за деньги. Глупость и жадность достойны меньшего наказания, чем осознанное желание оскорбить верующих. Сегодня, если человек испортит Коран или осквернит икону, он может отделаться в соответствии с Административным кодексом штрафом от 500 до 1000 рублей. А статью «Хулиганство», предусматривающую тюремный срок, как показал процесс над Pussy Riot, постоянно пытаются заменить административным наказанием».
Задача Госдумы, пояснил «НГ» Нилов, – «своевременно реагировать в плане изменения законодательства на требования, которые выдвигает нам время».
Таким образом, государство, как и в случае с поправками в закон о ФСБ, стремится максимально упростить себе задачу. Процесс этот сводится к очевидной мысли – следует предельно расширить круг правоприменения нужной нормы за счет все новых категорий граждан. В случае с ФСБ наказанию подлежат люди, которых можно за разговор с иностранцем обвинить в шпионаже, то есть «консультировании» врага. Во втором случае – разрешено будет преследовать тех, кто выразит сомнение в праве Церкви представлять Всевышнего?
Кроме того, получается, что недавний процесс над панк-группой не имел четкой правовой основы. Иначе зачем придумывать что-то новое, если предлагаемые сегодня нормы уже применены на практике? Дело в том, отвечает «НГ» Ярослав Нилов, что статья «Хулиганство» «дала возможность многим защитникам панк-группы и людям, которые желали эту ситуацию перевернуть в собственных целях, начать дискуссию – с попыткой увести ответственность из уголовного пространства в административное. А когда будет специальная статья о защите религиозных чувств граждан, где будет прописана ответственность за оскорбление, за осквернение объектов и предметов религиозного почитания – тогда уже будет все четко, тогда уже не будет возможности вести дискуссию, потому как использование нормы Административного кодекса с минимальным штрафом – это насмешка и порождение желания у других провокаторов проводить антиобщественные акции».
Ситуация очень похожа на попытку задним числом идеологически оправдать чрезмерно жесткое наказание для Pussy Riot.
С этим согласен президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник: «Конечно, не было законных оснований сажать панк-группу. Власть поставила себя в положение унтер-офицерской вдовы: сама себя высекла. Принимая закон о кощунстве, депутаты признают отсутствие в УК необходимой нормы. Но если она будет введена, то не будет иметь обратной силы». По мнению судьи Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой, в действиях панк-группы нет признака преступления, в котором ее обвинили.
Генри Резник уверен – переводить подобные наказания из Административного кодекса в Уголовный нет никаких оснований: «Просто нужно сделать построже взыскание в Административном кодексе – увеличить штраф. А также перевести туда из статьи УК о мелком хулиганстве административный арест на 15 суток и общественные работы. А главное – усовершенствовать эту норму и соответственно расписать: что это за действия, которые оскорбляют чувства верующих?»
Эксперт считает, что действия могут быть оскорбительными только по форме, но не по содержанию: «Потому что непонятно, как быть с атеистами, которые говорят, что Бога нет, что все это придумали в свое время попы, чтобы морочить голову людям, и что религия – опиум для народа. Верующие могут на это оскорбиться?» Эксперт опасается, что преследовать в соответствии с новым законом начнут не за форму выражения мыслей, а за взгляды. Так же, как это происходило в Средневековье.
Госдума выходит на охотничью тропу. Фото Reuters |
Похоже, опасения адвоката небеспочвенны. По словам вице-спикера Госдумы от «Единой России» Сергея Железняка, новый закон призван наказывать не только кощунствующих, но и тех, кто информирует о случившемся общество: «Законодательство должно позволять эффективно пресекать преступления, направленные на разжигание межрелигиозной напряженности, в том числе в Интернете». «Мы также должны повысить эффективность правоприменения для своевременного блокирования противоправных материалов в информационных сетях», – добавил Железняк.
В беседе с «НГ» вице-спикер пояснил, что считает необходимым прописать в законе ускоренный порядок рассмотрения дел по защите чувств верующих в судах: «Мы сократим срок от подачи иска до заседания суда до нескольких дней. Поскольку каждый новый день способствует все большему распространению информации о случившемся акте вандализма».
По словам Ярослава Нилова, наказание для кощунствующих будет зависеть от последствий содеянного, вызванных распространением информации о кощунстве: «Ведь спиленный крест может вызвать гражданские волнения и иные сопутствующие преступления. Следует рассматривать все в комплексе». Напомним: именно так поступили авторы скандального закона о митингах. Они дали возможность обвинять участников массовых протестов только за то, что во время мероприятия случились противоправные инциденты. Именно по этим статьям сегодня арестовывают участников «болотного дела».
Тамара Морщакова сказала «НГ»: «Очевидно, законом о кощунстве законодатель хочет исключить ситуацию критики неопределенности состава такого преступления, как хулиганство, пытаясь применить эту норму к случаям, сейчас закрепленным в административном законодательстве. Это воля законодателя. А воля избирателя – избирать таких депутатов...»
Блогер Олег Козырев называет странными последние законодательные инициативы Госдумы: «Они говорят о глубоком моральном кризисе нашей политической системы. Из-за невозможности решать реальные социальные и политические проблемы депутаты принимают одно за другим неадекватные решения в области подавления каких только возможно свобод. В основе этих решений всегда лежит агрессия, неприятие любого мнения, желание посадить, ограничить, запретить – идет постоянное воспроизводство негативного взгляда на собственную страну. Ведь это насколько нужно не доверять зрелости граждан, чтобы пытаться отлучить их от Интернета, от возможности высказывать собственное мнение?»
Блогер предлагает определиться: «Давайте честно скажем о том, что у нас строится клерикальное государство...»