0
2075
Газета Политика Интернет-версия

22.08.2012 00:00:00

Зуд неподчинения

Тэги: мвд, ук, оппозиция


мвд, ук, оппозиция Сопротивление полиции на митингах грозит уголовной статьей.
Фото Reuters

Вслед за инициативой единоросса Ильи Костунова ввести уголовное наказание за критику судей организация «Офицеры России» вчера потребовала дополнить УК статьей о неподчинении полиции. Предложение силовиков повергло в недоумение юридическое сообщество – отечественное законодательство уже содержит соответствующие положения. Эксперты видят в происходящем реакцию властей на растущую активность граждан.

Гражданское общество пробует огрызаться. Вчера глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов вступил в полемику с Ильей Костуновым, потребовав ввести в УК статью противоположного свойства: наказание за препятствование критике. Напомним: такая статья – 38-я – ранее уже была в российском законодательстве, она исчезла при создании кодекса РФ. Федотов считает это ошибкой. «Сейчас, когда принимается закон о клевете, мое предложение помогло бы выправить баланс, – сказал он «НГ». А идея Костунова явно противоречит ст. 29 Конституции РФ, где говорится о свободе выражения мнений, утверждает Федотов: «Получается, если человек говорит, что судебное решение незаконно, то вы можете привлечь его к ответственности за клевету? Вы можете ему запретить так считать? Это уже ни в какие ворота не лезет».

Гулять так гулять. Вчера глава президиума общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков попросил президента Владимира Путина «инициировать перед Госдумой» введение уголовной ответственности «за неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных и других силовых и контрольных ведомств».

Цветков считает, что преступление такого рода заслуживает штрафа до 500 тыс. руб., или обязательных работ в 240 часов, или ограничения свободы на два года, или шестимесячного ареста. А вот если такие же действия совершила группа лиц – читай, митингующие, – санкции должны быть удвоены. Дело в том, что Цветкова, члена общественного совета ГУВД России по Москве, очень огорчает «сложившаяся сегодня в обществе возмутительная практика неподчинения некоторых граждан законным требованиям сотрудников полиции».

В пресс-службе МВД газете напомнили: «В КоАП и в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за воспрепятствование законным действиям сотрудников полиции». Ст. 318 УК говорит о применении насилия в отношении представителей власти, с наказанием до 10 лет лишения свободы. В ст. 317 рассматривается вопрос о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов – там указано наказание вплоть до пожизненного заключения. В ст. 319 предусмотрено «оскорбление представителя власти»: там самое строгое наказание – исправительные работы до шести месяцев. Вместе с тем в МВД считают, что статья в Административном кодексе о неповиновении законному требованию правоохранителей, со штрафом от 500 до 1000 руб., недостаточна, поскольку количество случаев неповиновения в последнее время возросло.

Лидер движения «Левый фронт» Сергей Удальцов назвал задумку Цветкова «дикой, нецивилизованной инициативой»: «Мы и так знаем, как у нас на практике применяется статья 19.3 КоАП, – это прекрасный инструмент для борьбы с инакомыслящими. Сегодня власть настолько широко трактует неподчинение полиции, что под это понятие может подпасть практически любое действие».

В Думе не готовы к воплощению в жизнь новации от «Офицеров России» – во всяком случае, пока ее не одобрил президент, к которому обращается Цветков. Председателя комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова смущает законодательный зуд общественников разного рода: «Мы все проблемы пытаемся решить через Уголовный кодекс. На самом деле это не самый лучший инструмент – это уже скальпель. А если будем только скальпелем все проблемы решать, ничего не получится. У нас полно в Уголовном кодексе статей на эту тему, дай бог, чтобы они использовались, а что-то новое изобретать каждый раз, наверное, не стоит...»

Глава Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс уверен – прежде чем придумывать новые наказания за неповиновение властям, следует разобраться с причинами этого явления: «Люди начинают жить, как им кажется, в условиях соблюдения норм и правил демократического общества. Но их представления о собственной роли в этом обществе опровергаются практикой. Суть демократии в стране была подменена игрой в слова». Мнение граждан по поводу того, что они считают узурпацией власти, нельзя игнорировать, считает эксперт: «Это очень серьезные проблемы, которые невозможно решить косметическими методами – путем увеличения штрафов или даже уголовной ответственностью за «неповиновение».

Юргенс предлагает власти задуматься над вопросом: почему на улицу выходит пусть не большинство граждан, «но очень большое меньшинство»? Если проанализировать ситуацию, указывает собеседник «НГ», все последние события выстраиваются в логическую цепь: «И процесс над Pussy Riot, и предложение депутата Костунова наказывать за критику судей, и объявление НКО иностранными агентами, и закон о клевете...»


Михаил Федотов напомнил об опасности цензуры.
Фото ИТАР-ТАСС

Ошибка власти в том, говорит глава ИнСоРа, что ужесточением наказаний невозможно удержать шаткие позиции: «Достаточно взглянуть как на русскую историю, так и на историю любой другой страны. Все равно прогресс каким-то образом пробьется. После дела Дрейфуса во Франции победили те силы, которые выступили за него, а не за тех, кто призывал слушаться судей».

Всяческие игры вокруг запретов, иронизирует в беседе с «НГ» глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский, сегодня чрезвычайно популярны и «находятся полностью по ту сторону не только правового поля (в русском смысле слова), но и здравого смысла». Эксперт недоумевает по поводу предложения Цветкова: «Представитель власти – это такой же гражданин, и он защищен в той степени, в какой защищен любой другой гражданин. Он не принадлежит к отдельной касте. Поскольку представитель власти не является ни больным, ни инвалидом, ни умалишенным, ни ребенком, он не может рассчитывать на какую-то особую защиту».

Происходящее в стране, говорит Павловский, «демонстрирует атмосферу веселого нигилизма власти в отношении институции права». Эксперт уверен, что в ближайшее время россиян ждет «еще много анекдотических инициатив»: «Но эта тенденция не имеет перспективы, потому что предложить она может в итоге только государство фашистского типа. Но для этого понадобится переворот. В этом – естественное ограничение уровня безумия тех, кто придумывает новые запреты, поскольку ни на что более не способен».

Веселым нигилизмом власти Павловский называет бурную «творческую» деятельность ее представителей, считающих, что для них «не существует никаких правил, гарантий, обязательств»: «Есть люди, которые избраны с ограниченным мандатом на ограниченый срок, на ограниченных условиях. И они воображают, что получили государство в собственность. И поэтому, как мальчики, могут придумывать все что угодно. Это, безусловно, мода сезона. Нынешней осенью «так носят».

Конституция РФ

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова... Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Уголовный кодекс (УК РФ)

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Статья 318. 1. Применение насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Статья 319. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости