Как стало известно «НГ», в последнее время в Москву стекаются несогласные из регионов России, где политическая обстановка хуже, чем в целом по стране. К примеру, на днях в столицу перебрался блогер Дмитрий Шипилов, приговоренный в родной Кемеровской области к 11 месяцам общественных работ за высказывание в блоге. Этот случай – далеко не единственный: оппозиционеры из проблемных регионов валом валят в Москву.
Дмитрий Шипилов признался корреспонденту «НГ», что перспектива 11 месяцев общественных работ за критическое высказывание о губернаторе Амане Тулееве показалась ему пугающей. Блогер посетовал, что вот уже год, сразу после публикации его поста в газете (см. «НГ» от 29.11.11), находится под пристальным вниманием местных правоохранительных органов. Которые, по его словам, сделали жизнь активиста невыносимой. За это время Шипилов успел стать фигурантом двух уголовных дел.
Какого рода работу подготовили ему власти, Шипилов выяснять не стал: «Мне позвонили мои знакомые из полиции и сказали, что под меня продолжают конкретно копать. У родителей был произведен очередной обыск – изъяли старый сломанный системный блок, практически единственное, что у них оставалось». Тогда-то блогер и принял решение выбраться из Кемерова, при том что официальные каналы переезда – самолет и поезд – для него закрыты: «Выезжал на перекладных. Сначала на машине до Новосибирска, а затем оттуда на поезде до столицы за взятку проводнику и без билета».
В Москве региональный оппозиционер, по его словам, впервые за долгое время почувствовал себя в относительной безопасности: «В большом городе легче раствориться».
Случай Шипилова оказался далеко не единственным. Одним из первых несколько месяцев назад регион покинул местный журналист Михаил Рязанов, который работал на фактически единственном независимом региональном новостном портале Тайга.инфо. «По неопытности он написал в своем Twitter, что идет освещать митинг «За честные выборы», который проходил в Кемерове. Сервис наряду с оппозиционерами освоили и сотрудники местного центра по борьбе с экстремизмом (центра «Э»), которые принялись давить на журналиста – чтобы и духу его не было на митинге», – рассказал «НГ» Шипилов. Поскольку «зажать» представителя прессы через его работодателя не получилось (администрация сайта функционирует в Новосибирской области), местные власти, по словам собеседника «НГ», принялись давить на его мать, которая работает в газете, принадлежащей администрации области: «Сказали якобы, что уволят и больше она работу не найдет вообще».
Угрозы оказались весьма действенными, подчеркнул Шипилов: «В итоге Рязанов решил защитить семью и уехал в Москву заниматься политической аналитикой». Общаться с корреспондентом «НГ» Михаил Рязанов, действительно живущий в столице, отказался. Его знакомые дали понять, что он все еще опасается репрессий в отношении матери.
Летом нынешнего года в столицу все оттуда же, из Кемеровской области, переехали в Москву и двое организаторов митингов «За честные выборы» – Алексей Паньшин и Надежда Косенкова, гражданская активность которых закончилась их избиением в подъезде. Паньшин и Косенкова подозревают в происходящем «некие структуры, которые всегда проявляют повышенный интерес к участникам митингов». «Нас били преимущественно по лицу – серьезных увечий наносить, к счастью, не стали, но на улицу выйти было совершенно невозможно», – рассказал «НГ» Алексей Паньшин. Сразу после избиения активисты решили покинуть опасный для них регион.
Такая же ситуация характерна не только для Кемеровской области. Политические активисты Воронежа также пожаловались «НГ» на притеснения. «В последнее время здесь совсем опасно стало проявлять гражданскую активность», – посетовал один из несогласных на условиях полной анонимности.