Владимир Колокольцев пока не отреагировал на заявление Александра Бастрыкина.
Фото РИА Новости
Задержание двоих полицейских-взяточников всерьез рассорило главные силовые ведомства страны. Следственный комитет России обвинил МВД в приписывании заслуг по борьбе с коррупцией. Александр Бастрыкин готов даже инициировать проверку деятельности подчиненных Владимира Колокольцева с целью установить, зачем полиции понадобилось преждевременно информировать общество о задержании преступников.
Пресс-служба ГУ МВД по Москве сообщила о задержании начальника следственного отдела полиции МВД России по Гагаринскому району майора юстиции Роберта Ахметзянова и его заместителя майора юстиции Михаила Белова в прошлую пятницу. Тут же было заведено уголовное дело по ст. 159, ч. 4 УК РФ (мошенничество). В столичной полиции сообщили, что разоблачение коррупционеров стало результатом работы сотрудников управления собственной безопасности ГУ МВД и оперативников ФСБ. Ахметзянова и Белова взяли с поличным – при получении ими 90 тыс. евро в обмен на смягчение наказания обвиняемому в крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Подозреваемые пообещали сыну этого человека, что добьются условного наказания его отцу. Задержание было проведено в момент передачи денег.
На следующее утро после победного сообщения пресс-службы полицейского ведомства на сайте СКР появилось пространное заявление Александра Бастрыкина. Глава Следственного комитета подчеркнул, что преступление выявлено «исключительно благодаря профессионализму сотрудников УФСБ России по Москве и Московской области». И что «служба собственной безопасности полиции была подключена к работе лишь на последнем этапе документального оформления задержания полицейских». С сожалением отмечалось: «Этого требуют правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность в отношении сотрудников органов внутренних дел...» Далее – снова о главном: «Никакой роли в выявлении, пресечении преступления, совершенного следователями полиции, сотрудники управления собственной безопасности ГУ МВД РФ по городу Москве не сыграли».
Более того. «По факту разглашения информации сотрудниками полиции по уголовному делу, находящемуся в производстве следственных органов Следственного комитета России, будет проведена проверка», – говорится в заявлении. СКР выяснит, «с какой целью полицейские преждевременно распространили оперативную информацию. Их действиям будет дана правовая оценка».
Глава пресс-службы МВД Олег Ельников в беседе с «НГ» был предельно лаконичен. На вопрос корреспондента, какой будет реакция ведомства на заявление СКР, он ответил: «Без малейшего понятия. Я на глупости не реагирую».
Более подробно «НГ» описали произошедшее в Следственном комитете. Источник, близкий к руководству ведомства, пояснил: «Это простая и распространенная ситуация, когда служба собственной безопасности Следственного комитета ведет преступников, месяц-два их разрабатывает, но своих сил и средств у нее на задержание не хватает. Мы следователи, мы не ведем оперативно-розыскную деятельность. Поэтому уже на завершающей стадии предупреждаем ФСБ и МВД, что завтра негодяй будет брать взятку – его надо хватать. Милиция хватает и тут же рисует себе заслугу, а в СМИ никто не пишет, что работа сделана на основании материалов службы собственной безопасности Следственного комитета».
Собеседник «НГ» назвал сообщение МВД очередной оплеухой Следственному комитету: «Мол, какие-то уроды с утра до вечера берут взятки, а Бастрыкин об этом ни сном ни духом. А вот полиция и ФСБ – молодцы, мол, здесь на коне! Нехорошо получается. Ведь мы их лишь в последний момент уведомили, что назавтра надо брать преступников с поличным. А теперь получается, что мы ни при чем, а все лавры – им. А в нас камни летят, мол, мы, идиоты, не знаем, как с людьми работать. Вот об этом идет речь».
В СКР утверждают, что полиция действительно мешает им работать. По словам источника, разглашение преждевременно: «В деле еще не до конца все было увязано, там надо было произвести ряд следственных действий. Это же уголовное дело, может, там еще следы идут неизвестно куда и на какой верх. Впереди были и осмотр места происшествия, и процедуры, которые не один час продолжаются. Уже после них необходимо было сделать согласованное заявление. А они брякнули – теперь другие фигуранты могут испугаться, и дело в другую сторону пойдет. Нехорошо преждевременно кукарекать, тем более без согласования с основным участником дела».
Будет ли иметь какие-либо последствия проверка Бастрыкина для его конкурентов из МВД? Значительных результатов инспекции в СКР не ждут, пояснил источник, хотя «куча приказов есть об организации взаимодействия силовых ведомств и порядке извещения СМИ о происходящем»: «Но обычно все хотят себе орден привинтить и начинают игнорировать правила».
Нынешний скандал на почве старых неприязненных отношений между СКР и МВД случился на фоне готовящегося слияния следственных органов МВД и СКР. Это объединение, утвержденное на самом верху властной вертикали, может произойти уже этой зимой. Ведомство Бастрыкина недовольно тем, что вынуждено прибегать к услугам полиции, когда речь идет именно об ОРД. Не секрет, что в МВД совсем не рады такому развитию событий. В свете сказанного перепалка между двумя силовыми структурами уже не выглядит рядовой межведомственной склокой.