Несогласные жалуются на тяготы заключения.
Фото РИА Новости
В пятницу в Санкт-Петербурге откроется «Белый форум», где оппозиционеры продолжат обсуждение происходящих в стране событий. В столице же местом для политических баталий стал спецприемник на Симферопольском бульваре, где сидят задержанные несогласные. Последние объявили в камере кампанию непослушания, и реакция полицейских не заставила себя ждать. «Политическим» отказали в передачах и заставили спать на грязных окровавленных матрасах. Правозащитники подчеркнули, что в регионах дело обстоит еще хуже.
В работе питерского дискуссионного лагеря, рассказал «НГ» депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев, примут участие политические и гражданские активисты из разных городов, включая лидеров оппозиции и известных экспертов.
После Петербурга оппозиционный лагерь переместится ближе к столице. По аналогии с прошлым годом мероприятие пройдет в Химкинском лесу. Среди участников питерского форума – сопредседатель ⌠РПР-Парнас■ Борис Немцов, депутаты Госдумы Дмитрий Гудков и Илья Пономарев, глава фонда «Эффективная политика Глеб Павловский и другие. Участие подтвердил и руководитель Василеостровского исполкома "Единой России" Валерий Федотов, который ранее призывал освободить участниц группы Pussy Riot.
Пока оппозиционеры съезжаются в Петербург, их товарищи, оказавшиеся в заключении, бунтуют в спецприемнике на Симферопольском бульваре. На днях его посетили члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Правозащитники констатировали, что несогласные сидят в условиях, больше напоминающих пыточные. Впрочем, виноваты сами, говорят в ОНК, – арестованные слишком заигрались в «свободу», отказавшись выполнять тюремный распорядок. За что и получили от администрации ИВС по полной программе.
Письменный протест против пыточных, по его мнению, условий содержания заявил пожилой активист Юрий Емельянов, задержанный на прошлой неделе на акции в защиту Pussy Riot у Хамовнического суда Москвы. По словам зампреда столичной ОНК Анны Каретниковой, Емельянов получил в ИВС «куцый матрас в потеках крови и мочи, то есть фактически пытку в форме лишения сна. При этом белье отсутствует». Каретникова подчеркнула, что состояние матрасов в относительно благополучном ИВС на Симферопольском не поддается описанию – в дни декабрьских волнений оппозиционеры сами скидывались на покупку белья: «Там же и бомжи спят, и избитые. До некоторых матрасов и одеял было противно дотрагиваться».
В камере «политических», констатировали в ОНК, три дня не работал унитаз. «После скандала его починили, но теперь вода выхлестывается на пол, – цитирует Каретникова жалобу Емельянова. – Просишься принять душ – получаешь отказ. Угрожают лишить передач... Все определяется личной прихотью недовольного сержанта или прапорщика. К нам – отношение, унижающее человеческое достоинство, тыкают кому попало. Любая просьба или замечание вызывает ухмылку. Многие не разговаривают с сотрудниками полиции, что вызывает их гнев и последующие лишения. Мы ненавидим их – они ненавидят нас».
Из рассказа Анны Каретниковой: однажды капитан Сергей Кутузов «подошел к лежащему на кровати Емельянову и, по словам сокамерников, дернул его за ус со словами: «Ух ты, Тарас Бульба!» Он, видимо, ждал ответной резкости заключенного, чтобы снять эту сцену на мобильный телефон. Сокамерники бросились Емельянову на помощь, а Кутузов сказал: «Ага, это нападение на офицера полиции!» – передает подробности сцены собеседница «НГ». Кутузов в беседе с правозащитниками, по словам Каретниковой, претензии в свой адрес отверг: «Я просто подошел, попросил представиться».
Угрозы лишения передач оказались не пустыми, рассказали в ОНК: «Сразу после нашего визита права на их получение был лишен арестованный Дмитрий Смирнов». Отметим, что он был задержан утром в пятницу за участие в антипутинском пикете у метро «Новокузнецкая». Стены его камеры, по словам Каретниковой, щедро исписаны «наскальной живописью»: «Попадаются и антипутинские надписи». Их-то, по словам правозащитницы, и потребовали от Смирнова стереть: «Он отказался, поскольку не он их писал».
Сидящий в том же ИВС гражданин Белоруссии Максим Винярский, арестованный за акцию в поддержку Pussy Riot, рассказал правозащитникам о крайне неприятных угрозах в свой адрес. «У вас сотрудники какие-то озабоченные, – процитировала его слова Анна Каретникова. – В ОВД «Хамовники» офицер полиции угрожал засунуть бутылку. Чтоб сидел у себя в стране и не высовывался...»
Сотрудники ИВС претензии в свой адрес опровергают. «Мы в свободное время в глазок смотрим и слушаем – они говорят, мол, давайте спровоцируем здесь бунт! – процитировала Каретникова слова одного из полицейских. – У нас Лимонов сидел, так тот вставал в шесть утра и начинал в камере убирать. А эти что...» В пресс-службе столичного ГУВД ситуацию прокомментировать не смогли
В изоляторе на Симферопольском бульваре не раз сидел член бюро РПР–ПАРНАСа Илья Яшин. В беседе с «НГ» он заявил, что все происходящее вызвано неопытностью нынешних сидельцев: «Условия там и так некурортные, но у сотрудников ИВС есть все возможности превратить пребывание арестантов в ад. Лучше все-таки держаться корректно с администрацией, тогда и проблем не будет». Яшин подчеркивает, что есть несколько простых установок, как надо держать себя с полицейским: «Понятно, что они выполняют ту работу, на которую никто из нас не согласился бы. Можно их уважать или не уважать, но вести себя надо с достоинством и корректно».
Глава московской ОНК Валерий Борщев в беседе с «НГ» напомнил, что Яшин в свое время жаловался на тараканов – и их убрали: «Мы будем разбираться с происходящим, и на наши жалобы реагируют время от времени – два ИВС уже закрыли». В то же время в регионах ситуация просто катастрофическая, говорит правозащитник: «Например, в Перми в камерах просто мгла, смог. Вентиляция вообще не работает. А к груде матрасов мне вообще запретили подходить – там были вши. Хотя вообще-то их должны дезинфицировать».