Михаил Ходорковский обратился к бизнес-омбудсмену Борису Титову.
Фото Reuters
Вчера громкая история со снижением срока заключения экс-владельцу банка МЕНАТЕП Платону Лебедеву получила продолжение. Адвокаты бывших руководителей ЮКОСа передали материалы по второму делу своих доверителей в центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» «Деловой России». В интервью «НГ» они называют решение Вельского суда «мутным», а предполагаемое освобождение Лебедева ставят под вопрос. Источники газеты в Думе объясняют позицию защиты хорошим знанием психологии российской власти. Эксперты утверждают: выпуская Лебедева из колонии, власти готовят место для других политзаключенных.
«Я почти удовлетворен тем, что защите почти удалось добиться цели. Удовлетворен буду тогда, когда они цели добьются», – передает слова Платона Лебедева адвокат Владимир Краснов.
Вчера в адрес российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова поступило официальное обращение Михаила Ходорковского о проведении экспертизы по второму приговору в деле ЮКОСа. В пакете документов – приговор Хамовнического суда, Кассационная жалоба в Мосгорсуд, рукописный текст письма Ходорковского, опубликованного 2 августа, тексты его выступлений с изложением позиции экс-главы ЮКОСа по делу.
«Если господин Титов окажется хозяином своего слова в качестве предпринимательского омбудсмена, а привлеченные им эксперты будут компетентны и честны, то исследование обстоятельств дела получится объективным, – предполагает адвокат Вадим Клювгант. – Но если хотя бы одной из этих составляющих не будет, мы увидим очередное позорище, которым нет числа – достаточно вспомнить все суды по ЮКОСу...»
Между тем иллюзий у защитников Ходорковского в отношении контактов с Титовым нет. «Мы не можем рассматривать ситуацию с ЮКОСом в отрыве от общей ситуации в стране, – пояснил в беседе с «НГ» Вадим Клювгант. – В последние 10–15 лет происходит разрастание репрессивной составляющей власти. Задействован весь аппарат принуждения, силовой и административный. Число жертв избирательных репрессий растет очень быстро. В список кооптируются представители самых разных слоев общества. Признаков перемен к лучшему не наблюдается».
В качестве примера Клювгант приводит постоянные сетования властей на то, что фигуранты юкосовских дел якобы скрываются от отечественного правосудия: «На самом деле никто от наших силовиков не скрывается, они про всех все знают, но России просто никого не выдают – ни из какой страны...»
Собеседник «НГ» не видит предопределенности в решении Вельского суда. Он далеко не уверен, что освобождение состоится весной будущего года. Клювгант напоминает, что впереди – возможная кассация прокуратуры. А самое главное, на его взгляд, – вероятный неблагоприятный поворот в судьбе Платона Лебедева, если власти вдруг решат осложнить ее новым делом.
«Адвокат Ходорковского был бы плохим профессионалом, если бы демонстрировал благодушие в отношении судьбы своего подзащитного, – объясняет ситуацию информированный источник «НГ» в Государственной Думе. – У главы государства своеобразная психофизиологическая характеристика – он никогда не делает того, что ему публично предлагают и тем более навязывают. Именно по той причине, что ему это предлагают и навязывают – а значит, он как бы идет у кого-то на поводу. В его представлении это проявление слабости».
Защита Ходорковского, указывает источник, прекрасно понимает, что только президент может решить судьбу их доверителя: «Но они не настолько глупы, чтобы добиваться этого напрямую». В то же время, допускает собеседник «НГ», с помощью постановления Вельского суда идет определенное прощупывание ситуации: «Не исключаю, что власть ждет реакции общества и элит на некие точечные шаги в этом направлении».
Между тем глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский уверен – сегодня говорить о прецеденте в деле ЮКОСа бессмысленно: «Скорее снижение срока одним означает близкие аресты других. В России не может быть слишком много политзаключенных – это будет восприниматься как скандал и дестабилизировать элиту. Поэтому если кого-то освобождают, то это может означать, что для кого-то готовят место. Для кого угодно: для Навального, для Pussi Riot, для фигурантов «болотного дела»...»
Количество находящихся в заключении знаменитых людей, по расчетам Глеба Павловского, не может быть больше семи-восьми человек: «Сейчас готовятся суды над участниками протестных акций. Их никто не знает. Но ведь и панк-группу Pussy Riot тоже никто не считал знаменитой до задержания». Эксперт не исключает, что если властям потребуется вынести обвинительные приговоры многим участникам протестной акции на Болотной площади, то придется выпустить даже Ходорковского: «Это будет жертва, которую принесут скрепя сердце, чтобы «получить свежее мясо в кастрюлю».