Александр Бастрыкин в любое время готов дать отпор оппозиции.
Фото PhotoXPress.ru
Депутатов Госдумы Геннадия и Дмитрия Гудковых, по информации «НГ», попросили отчитаться за свое поведение на митинге 6 мая в комиссии по этике нижней палаты. А вчера Следственный комитет потребовал лишить парламентской неприкосновенности депутата от КПРФ Владимира Бессонова. В ведомстве Александра Бастрыкина считают, что коммунист нарушил закон о проведении митингов и оказал сопротивление полиции, попытавшейся прекратить несанкционированную акцию. Эксперты полагают, что активность СКР свидетельствует о политизации этой структуры.
В следственные органы СК РФ по Ростовской области, говорится в сообщении на сайте ведомства, обратились сотрудники местной полиции, потребовавшие привлечь к уголовной ответственности депутата ГД Владимира Бессонова.
Парламентария обвинили в том, что он во время несанкционированного митинга причинил полицейским «телесные повреждения». Ростовским отделением СК РФ проведена доследственная проверка.
По версии Следственного комитета, дело было так.
2 декабря 2011 года в Ростове-на-Дону Бессонов организовал не согласованный с властями митинг численностью более 100 человек на площади перед резиденцией полпреда в ЮФО Владимира Устинова. «Поскольку данный митинг являлся несанкционированным, к месту его проведения приехали сотрудники полиции и потребовали прекратить мероприятие», – говорится в сообщении. Бессонов со товарищи отказались это сделать, после чего «полицейский полка патрульно-постовой службы полиции и заместитель начальника ГУ МВД России по Ростовской области предприняли попытки самостоятельно отключить звукоусиливающее оборудование... В ответ В.Бессонов совместно с другими неустановленными участниками митинга нанес полицейским удары и повредил форменную одежду».
Следственный комитет усматривает в действиях Бессонова «признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти)». Учитывая, что «все обстоятельства произошедшего могут быть полностью установлены и закреплены только в рамках уголовного дела», СКР обратился в Думу за согласием на возбуждение уголовного дела в отношении Бессонова.
В КПРФ считают, что нарушения на митинге оппозиции были взаимными. По словам секретаря ЦК КПРФ Вадима Соловьева, обстановка в Ростове из-за парламентских выборов накалилась настолько, что граждане выходили с протестами на улицы, а Бессонов пытался предотвратить их столкновения с полицией: «Частенько дело доходило до прямых столкновений с сотрудниками полиции, и депутаты наши, естественно, пытались любыми путями не допустить пролития крови – так вопрос стоял. Володя участвовал в акциях именно в качестве разводного. Но, естественно, когда такие события происходят, обойтись без всяких взаимных препирательств, жестких разговоров трудно».
Однако максимум, чего заслуживал Бессонов, уверены коммунисты, – штрафа в 1 тыс. руб. По всей видимости, говорит Соловьев, власть решила оппозицию поставить на место – и не только несистемную, но и парламентскую: «Власти радикализируют парламентскую оппозицию до такой степени, что мы войдем в новый виток жесткого противостояния».
Заметим: Следственный комитет России не вправе обращаться к Думе напрямую. Об этом говорится в ст. 98 Конституции РФ: «Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора Российской Федерации». Напомним, что в октябре 2010 года Дума лишила депутатской неприкосновенности депутата Ашота Егиазаряна, обвинявшегося в крупном мошенничестве, и тогда к нижней палате обратился с соответствующим ходатайством лично генеральный прокурор Юрий Чайка.
«НГ» попыталась взять комментарий по теме у Александра Бастрыкина. В пресс-службе СК корреспонденту сказали, что на все вопросы отвечает исключительно официальный представитель ведомства Владимир Маркин, который уехал. Посоветовали позвонить позже, но Маркин так и не появился на месте.
По мнению члена комитета по безопасности Госдумы единоросса Александра Хинштейна, нельзя соглашаться на снятие неприкосновенности без детального разбора в основе предъявляемых Бессонову обвинений: «Если они будут реально обоснованы, я полагаю, наша фракция поддержит позицию СК. Но для нас важно, чтобы это не было попыткой свести счеты с политическими оппонентами или отвести от себя удар во время громкого скандала вокруг недавней поездки в лес Бастрыкина с журналистом. Я не видел материалов, мне сказать что-то пока трудно. На слово Следственному комитету я верить не привык».
Президент фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский считает, что Следственный комитет превратил «дело о митингах» в большое политическое дело: «Оно ему нужно для укрепления позиции при новой власти. Бастрыкин экспериментирует, активно раздвигая рамки обычной, политически разрешенной деятельности». При этом, замечает эксперт, за попытками такого рода «непосредственно политическая мотивация может и не стоять, но глава СКР вбрасывает мяч за мячом на политическое поле, и, конечно, часть мячей тут же принимается и разыгрывается сторонниками изменения баланса в репрессивную сторону».
Обстоятельства случившегося надо исследовать, замечает Павловский: «Но мы же знаем, как собираются доказательства в таких случаях, особенно на митингах. Это делается предельно субъективно». Власть, уверен эксперт, должна хорошо подумать, «прежде чем ссориться с крупнейшей оппозиционной партией, создавая против себя единый фронт парламентских и непарламентских оппозиционных сил». В этом смысле, подчеркивает собеседник «НГ», «перспектив у этого демарша нет, но перспективы экспансии Следственного комитета на политическое поле, несомненно, есть. И это становится новым политическим фактором в жизни России. В политике у нас наравне с партиями и Кремлем появился Следственный комитет».