Владимир Путин в любом случае останется за спиной «Единой России».
Фото с официального сайта партии «Единая Россия»
Вчера действующий премьер и избранный президент Владимир Путин попрощался с «Единой Россией». Долгие проводы, как говорится, лишние слезы. Возможно, поэтому церемония не была особенно затяжной. Партактиву, собравшемуся в Большом зале Дома приемов правительства, могло показаться, что дольше пришлось ждать своего беспартийного лидера, чем общаться с ним.
Вступительное слово Путина состояло из двух смысловых частей. Первая – подведение итогов сотрудничества и слова благодарности соратникам. Вторая – выдвижение кандидатуры Дмитрия Медведева на должность председателя «Единой России». Примечательно, что выдвижение и одобрение кандидатуры нового главы партии власти прошло в заочном режиме – Медведев на мероприятии в свою честь не присутствовал.
Президент по Конституции может быть партийным, но по сложившейся практике этот пост носит надпартийный характер. Глава государства представляет и защищает интересы всего общества, объяснил «Единой России» мотивы своего решения Владимир Путин. И предложил себе в преемники Медведева. Партийность не станет помехой в работе будущему главе правительства, убежден избранный президент. Напротив, опора на самую многочисленную фракцию Госдумы поможет премьеру эффективно выполнять свои обязанности. Вслед за Путиным слово взял председатель высшего совета партии Борис Грызлов. Говорил он подобающе моменту – торжественно и даже пафосно, всячески подчеркивая заслуги и достижения «Единой России». Крепость ее позиций в обществе, по словам ветерана, подтвердили итоги выборов в Госдуму. На региональном уровне тоже сплошь успехи – 65% местных выборов показали убедительную победу выдвиженцев-единороссов. Какая другая партия обладает такой поддержкой народа, задал риторический вопрос Грызлов. И привел статистику пополнения партийных рядов – прирост членства в партии достигает 5–6 тыс. новых членов в месяц.
Увеличить численный состав «Единой России» Грызлов считает возможным за счет принятия в ее состав представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ), полпреды которого теперь широко представлены на Охотном Ряду. Вице-спикер, руководитель думской фракции «Единой России» Андрей Воробьев прелесть момента нашел в новом этапе, на который вышла страна. В предвыборных статьях Путина содержится программа действий, которую и предстоит реализовать в среднесрочной перспективе. Возможность доказывать с новым председателем свою состоятельность на каждых выборах у «Единой России» есть.
Путин будущее сотрудничество оговорил рядом условий. Единомышленников он призвал быть конструктивными, ответственными, советовал им не пытаться превзойти в критике и популизме оппозицию. На этом прямая трансляция встречи была прекращена. О чем еще сумели договориться или недоговорить ее участники, для журналистов осталось интригой.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в беседе с «НГ» отозвался на решение власти следующим образом: «Единую Россию» – бедную, неприкаянную, брошенную – конечно, хочется прибрать к рукам. Но на такой партии много не заработаешь, а неприятности она уже принесла своей стране. Не знаю что он хочет с ней сделать, но в том виде как она есть, это не партия, – это конгломерат чиновников.
Глава Института современного развития Игорь Юргенс не видит большого смысла в партийной рокировке: «Популярность ЕР падает, ее надо реформировать, а Медведеву надо реформировать еще и правительство. Насколько это все совместимо?» При этом правительство, заметил эксперт, у нас по идее не партийное, а наоборот, открытое, вовлекающее в себя экспертные и академические силы и даже людей, «которые представляют собой вообще-то оппозицию, по крайней мере некоторые из экспертов – точно».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский тоже отмечает неоднозначность решения власти: «Для Медведева это скорее всего еще один способ укрепить собственные позиции во власти, чтобы все-таки сохранить политические перспективы, в том числе – свое возможное выдвижение на пост президента в будущем». Медведев, отмечает эксперт, занимает сейчас нишу Путина – в рамках предыдущего политического цикла: «Разница в том, что Путин будет доминировать в этих отношениях».
Что будет происходить с самой партией? Туровский напоминает: у Медведева с ЕР были существенные разногласия, в том числе идеологические: «Сможет ли он изменить лицо партии, или будет плыть по течению? При втором сценарии рокировка не принесет очков премьеру. В любом случае поиск точек соприкосновения между Медведевым и «Единой Россией» обещает быть непростым».