Глава фракции «Единой России» Андрей Воробьев никак не может добиться от депутатов законодательных инициатив.
Фото РИА Новости
Вчера исполнилось 100 дней с начала работы Государственной Думы шестого созыва. Никто из ее официальных лиц этого события не заметил. Возможно, потому что нижняя палата так и не обрела нужной деловитости в решениях. Как выяснила «НГ», «Единая Россия» до сих пор не сформировала реестра инициатив, необходимых для выполнения программных обещаний ее лидера, избранного президента Владимира Путина. Зато «экспертные площадки» в Думе растут, как грибы после дождя.
Сейчас все четыре партии, вошедшие в состав Госдумы, заняты важным для них делом. Оппозиция пытается переварить отданные ей комитеты и прочие пиар-возможности типа различных межфракционных групп, комиссий и т.д. Партия власти озабочена более высокой целью: дождаться 7 мая и следующих за инаугурацией президента кадровых перемещений и переназначений. Поэтому и неудивительно, что, как стало известно «НГ», «Единая Россия» оказалась неспособна оперативно подготовить перечень законодательных инициатив, вытекающих из семи предвыборных газетных статей ее кандидата в президенты Владимира Путина. А ведь в каждой из них он выдал немало авансов.
Как выяснила «НГ», лидер фракции ЕР Андрей Воробьев месяц назад получил из правительства рекомендацию озаботить депутатов этой полезной деятельностью. Воробьев поручил единороссам перечитать путинские публикации, но перечислением одних только названий его инициатив не ограничиваться. Было решено, что тот или иной комитет обязательно представит краткую концепцию законопроекта, соответствующего его профилю. Казалось, это нетрудно осуществить – кандидат в президенты выступал с конкретными обещаниями.
По информации «НГ», лишь экономические комитеты свои предложения уже сдали, а остальные молчат. Воробьев ставит задачу подготовить комплексный документ примерно к 9 апреля. На этот день предварительно намечено заседание президиума фракции ЕР.
Причина неспешной работы думских единороссов понятна. Пока они собирались с силами, Путин бросил парламентариям спасательный круг. На совещании с членами правительства 22 марта он заявил, что после инаугурации в виде президентских указов выдаст исполнительной власти поручения по исполнению своих обещаний, «с тем чтобы у нас ничего не выпало из того, что было намечено в качестве целей, и все было безусловно реализовано».
Чем наполнены были первые 100 дней нижней палаты российского парламента? Депутаты, испытывающие легкий дискомфорт от своей пассивности, развили бурную деятельность. Детские игры на Охотном Ряду начались с наделения оппозиционных фракций комитетами и прочими номенклатурными должностями.
Потом председатель ГД Сергей Нарышкин произнес ставшую знаменитой речь о необходимости повышения авторитета представительной власти и ее готовности работать по-новому – более независимо от правительства. Впервые на паритетных началах, то есть без возможности давления со стороны большинства, была создана межфракционная комиссия по улучшению избирательного законодательства и работы избиркомов.
Кроме того, в ГД сейчас наблюдается бум по созданию экспертных советов и прочих консультативных органов. Например, Нарышкин создал при себе Экспертный совет, не обозначая, чем он будет заниматься. Затем первый вице-спикер Александр Жуков, по распоряжению Нарышкина, получил под свою руку Совет по совершенствованию законодательства.
Источники в аппарате ГД считают, что заниматься они будут примерно одним и тем же. Да и что еще делать в парламенте, как не совершенствовать, то есть не обсуждать тот или иной закон или его отсутствие?
Этим, кстати, сейчас занимается и общественный экспертный совет «Открытая трибуна», который курирует вице-спикер от ЕР Олег Морозов. Но единороссам этого мало. Видимо, им хочется сделать ГД местом для непрерывной дискуссии, лишь ненадолго прерываемой дежурным голосованием по внесенным президентом или правительством законопроектам. По информации «НГ», спикер создает еще какой-то совет, где будут обсуждать актуальные для народа темы.
Создание всевозможных советов по совершенствованию законодательства – «попытка напустить туману, выгодная только единороссам», – уверен депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев: «Нарышкин не может заявить так откровенно, как это сделал в свое время Грызлов, – что Дума не место для дискуссий. Поэтому партия власти будет пытаться создавать все новые псевдосоветы, в состав которых даже будут включать представителей оппозиции». Но эти структуры ничего не будут решать по существу, они станут потемкинской деревней для прикрытия «Единой России», уверен парламентарий. Он напоминает, что процедура принятия законов не меняется и все решает по-прежнему думское большинство.
Российским ветвям власти, включая Госдуму, сегодня не до статей Владимира Путина, уверен глава Центра политических технологий Игорь Бунин: «Высшая власть занята другими делами. Надо сформировать кабинет министров, устроить на работу друзей, которые вылетают из правительства, – решить множество кадровых проблем». Путину и его элите надо выстроить новую систему отношений с Дмитрием Медведевым, продолжает перечислять Бунин: «Для нового президента на первом месте кадровая проблема. До 7 мая все программы останутся в висячем состоянии – пока все не рассядутся...»
Между тем, отмечает собеседник «НГ», в статьях Путина заложены важные инициативы: «Речь идет, в частности, о долгосрочных программах преобразований в экономике. Например, требует решения вопрос приватизации. Когда ее начинать? Ждать, когда собственность подорожает? Сейчас существует на это две точки зрения – у Путина и у Медведева. Кто будет отвечать за этот процесс? Все это надо согласовывать – кадры у нас по-прежнему решают все».
Между тем на Западе существует иная практика претворения в жизнь предвыборных программ победителя гонки, напоминает Игорь Бунин: «Там существуют институты, которые занимаются реализацией программ. Если во Франции, к примеру, победил Саркози – у него есть определенная программа. Проиграл – так у его противника тоже есть определенная программа. Там все детально расписано. Но это страны с расписанными процедурами и институтами». В России, как всегда, главное не программы, а умение расставить в ключевых точках своих людей, сетует эксперт.
Замена институтов по реализации предвыборной программы победителя президентской гонки неформальными отношениями и подковерными играми пагубно сказывается на политической культуре страны. И на жизни ее граждан. Люди находятся в состоянии перманентного ожидания изменений к лучшему. Которые все не наступают. Потому что наверху опять «не так сели».