Сергей Иванов проследит за выполнением антикоррупционного плана Дмитрия Медведева.
Фото РИА Новости
Под занавес своего президентства Дмитрий Медведев преподнес российским коррупционерам неприятный сюрприз. Вчера на заседании Совета по противодействию коррупции будущий премьер презентовал законопроект, который обяжет чиновников отчитываться в крупных расходах, не соответствующих доходам. Не оставлены в стороне и члены семей, на которых взяточники традиционно записывают крупные приобретения. Эксперты довольны документом, но при этом высказывают осторожные опасения, касающиеся его реализации.
Законопроект о контроле за расходами госслужащих гласит: государство может истребовать данные об источниках средств чиновников в случае, если «сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы». Отслеживать несоответствие доходов чиновников их расходам смогут не только правоохранители и партии, но и СМИ. А также «любые заинтересованные лица».
В зоне повышенного риска окажутся не только госчиновники, но и парламентарии, как «лица, замещающие государственные должности». Отчеты будут включать расходы членов семей потенциальных нарушителей – супругов и несовершеннолетних детей. Предмет повышенного внимания общественности и правоохранительных органов – недвижимость, ценные бумаги (акции) и транспортные средства. По какому принципу будет осуществляться отбор объектов? «Речь идет о таких сделках, которые в той или иной форме фиксируются государством», – подчеркнул Медведев.
Глава государства составил план антикоррупционной работы для своего преемника Владимира Путина: ежегодно председателю профильного президентского совета будет представляться доклад о ходе его реализации. Этот самый национальный план на 2012–2013 годы вчера же был подписан Медведевым. Глава его администрации Сергей Иванов назначен куратором проекта – ему поручено провести в третьем квартале 2012 года совещание с представителями общественных объединений, «уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции». План также предусматривает сбор предложений о порядке распространения антикоррупционных стандартов, установленных для государственных и муниципальных служащих, «на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов».
Напомним: Госдума до сих пор не ратифицировала 20-ю статью Международной конвенции по борьбе с коррупцией, где прописан порядок контроля за расходами чиновников, сходный с тем, что предлагает сегодня Дмитрий Медведев. Ратификация затормозилась, как известно, потому, что статья якобы противоречит презумпции невиновности граждан, заложенной в российской Конституции. Похоже, президентский проект решает проблему. Медведев торопит Думу, он явно стремится осуществить главный пункт своей предвыборной программы, находясь на высшем государственном посту. Он помнит о международных обязательствах страны. В проекте записано, что должно быть обеспечено регулярное участие специалистов администрации президента в международных антикоррупционных мероприятиях «в целях надлежащего учета в международно-правовых документах особенностей правовой системы РФ, а также для разъяснения принимаемых в РФ мер по противодействию коррупции».
Важная часть законопроекта: председатель президиума совета должен организовывать «регулярное представление в СМИ для опубликования материалов, которые раскрывают содержание принимаемых мер по противодействию коррупции и мотивы принятия таких мер, показывают отрицательное влияние коррупции на жизнь каждого человека». Медведев также поручил правительству учредить в 2012 году гранты для общественных объединений и СМИ за «формирование в обществе активного неприятия коррупции». А также организовать в регионах социологические исследования – с оценкой уровня коррупции в России. Впрочем, последний пункт кажется излишним. «Размеры границ» этого зла и без того хорошо известны каждому россиянину. В том числе и президенту.
Высоко оценил усилия главы государства председатель совета директоров президентского Института современного развития Игорь Юргенс: «Как американист по образованию, могу сказать, что именно так Америка справляется с этим злом. В налоговую службу США могут позвонить соседи госслужащего и сказать, что у него появилась дорогая машина, и налоговая служба будет этот факт проверять».
Размеры коррупции в России, добавил собеседник «НГ», стали структурным злом и потому оправдывают механизмы борьбы с ней, предложенные президентом.
Дмитрий Медведев предлагает свое решение проблемы коррупции. Фото сайта президента РФ |
Игорю Юргенсу кажется весьма интересной будущая процедура прохождения законопроекта через Госдуму: «Любопытно также посмотреть, как поведет себя ряд высокопоставленных чиновников в целом. Это может стать расследованием «НГ», которое люди с удовольствием будут читать...»
Руководитель Центра исследований постиндустриального общества экономист Владислав Иноземцев разделяет мнение Игоря Юргенса, однако у него есть несколько «небольших вопросов» к документу: «Во-первых, уровень декларирования слишком завышен. Получается в действительности, что вопрос касается уровня в 8–10 миллионов рублей. Под такую категорию подпадают довольно редкие сделки. По сути дела, в этой категории покупок может оказаться лишь дорогая недвижимость. Ни машины, ни мебель не попадут в перечень».
Второе обстоятельство, вызывающее сомнение у эксперта, касается фиксации годового дохода членов семьи: «Все вместе они могут получать довольно большие доходы, и содержание закона будет частично обесцениваться». На Западе это противоречие, указывает эксперт, разрешается несложным образом: «У нас прессе и партиям предлагается, прежде чем обратиться в правоохранительные органы, выяснить все о доходах чиновников, проверить их налоговые декларации. Это довольно сложно. Было бы правильно вместо этого ввести строгую отчетность чиновников по покупкам выше определенного уровня. Условно говоря, купил чиновник дом за 6 миллионов рублей – положил на стол данные, откуда деньги. И пошел дальше».
Инициативы президента по борьбе с коррупцией приобретают четкие очертания. Можно предположить, что отношение к ним российских парламентариев и высшего чиновничества станет тестом на восприимчивость этих идей и готовность к их реализации.