Дмитрий Медведев торопится с политическими реформами.
Фото Reuters
На сайте президента Дмитрия Медведева вчера был вывешен перечень поручений ряду высокопоставленных чиновников администрации Кремля, правительства и прокуратуры. Список, составленный главой государства по итогам встречи с руководителями незарегистрированных политических партий, выглядит подтверждением курса руководства страны на продолжение политических реформ.
Президентский список получился лаконичным. Фигуры исполнителей – знаковыми и весомыми. Сроки отчетов – жесткими. Доклады чиновников должны быть представлены до 1 апреля. Как рассказал «НГ» источник в администрации главы государства, некоторые инициативы Медведева, заложенные в документе в виде поручений министрам, в ближайшее время могут быть внесены в Госдуму как поправки ко второму чтению последних президентских законопроектов.
Протокол о намерениях
Именно к 1 апреля Генеральной прокуратуре (ответственный – глава ГП РФ Юрий Чайка) поручено помимо прочего «в установленном порядке провести анализ законности и обоснованности обвинительных приговоров суда в отношении граждан Российской Федерации согласно приложению». Речь идет о так называемом списке политзаключенных, который оппозиция возила в Горки 20 февраля 2012 года. Под номерами 15 и 28 в перечне стоят экс-владельцы ЮКОСа Платон Лебедев и Михаил Ходорковский. Под номером 21 – бывший руководитель службы безопасности компании Алексей Пичугин.
Глава совета директоров Института современного развития Игорь Юргенс в появлении перечня президентских поручений министрам и силовикам усматривает обнадеживающую тенденцию. Он подчеркивает неслучайность публикации документа на другой же день после президентских выборов. И не сомневается, что список поручений согласован с Путиным. Эксперт объясняет, почему такого рода список не возник в публичном пространстве до 4 марта: «Закончилась энергичная кампания, которая опиралась на совершенно определенные слои населения, жаждущие стабильности, но несколько отчужденные от идей модернизации. Но тем, кого не устраивает статус-кво, должна быть протянута рука. С этой точки зрения логика существования тандема – в составе более жесткого премьер-министра и более либерального президента – оказалась хорошим вариантом развития событий».
История показывает, напоминает Юргенс, что если правящий лидер «начинает сдавать позиции под напором оппозиции, то рискует оказаться проигравшим»: «Чувствующая запах крови даже демократическая толпа ждет большего, и все это обычно заканчивается серьезным фиаско реформатора. Путин уступать не мог. Это не в его правилах. Не в его стилистике. Сегодня, после выборов, дать какие-то послабления было бы логичным – тем более что послабления осуществляются уходящим либеральным президентом. Но оставляющим для себя надежду продолжить собственную карьеру именно в этом направлении».
Если в нынешней правящей коалиции кто-то будет жестче, кто-то мягче, это не самый плохой сценарий, уверен Юргенс: «Вариант закручивания гаек еще хуже». Однако эксперт не уверен, что вчерашний документ убедит оппозицию: «По приговору Ходорковскому и Лебедеву не один раз давались поручения тому же Чайке». Развитие событий, считает эксперт, будет зависеть от результата протестных акций и попыток формирования новых партий: «Общество изменилось. Хочется надеяться, что эти изменения адекватно оцениваются Путиным и Медведевым. Нынешний документ способствует выстраиванию правильных отношений между властью и оппозиционным меньшинством».
Кстати, вчера Дмитрий Песков, пресс-секретарь победителя президентской кампании, в интервью телеканалу Russia Today заявил – те, кто выступал против Владимира Путина, со временем увидят изменения в политической системе, отвечающие их интересам: выступления представителей гражданского общества, «требующих большего участия в политической жизни, даже когда их точка зрения не совпадает с точкой зрения правительства или Путина, – это неотъемлемая часть демократии, это совершенно нормально».
Владимир Путин на выборах продемонстрировал свою силу и теперь может пойти на шаги, которые раньше воспринимались бы как проявление слабости и уступка оппозиции, а теперь смотрятся как действия благородного и сильного лидера, считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Не верю, что Ходорковского и Лебедева Путин может отпустить без принесения ими извинения и признания вины. Это будет подрыв основ системы, в которой Путин должен демонстрировать всем, что он – главный. И все ему повинуются». Если бы Ходорковский признал вину, он был бы легко отпущен, уверен Петров: «В ином случае освобождение олигарха выглядит разрешением на безнаказанную критику власти».
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант не видит в документе поводов для оптимизма. Собеседник «НГ» напоминает, что пару месяцев назад глава президентского совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов передал Медведеву солидное экспертное исследование обстоятельств второго дела ЮКОСа. Тогда тоже давалось поручение Чайке исследовать документ, сетует Клювгант, а вместо этого готовится новая проверка: «Слов про все хорошее, в том числе и в форме высочайших поручений, было так много, что для их комментирования уже слова кончились. Чайка тогда ответил Медведеву, что доклад Федотова – частное мнение «специалиста». И последнее слово взял в кавычки». Любая форма освобождения его подзащитного, считает адвокат, станет «первоочередным и безотлагательным шагом для восстановления справедливости».
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в ожидании решения властей. Фото Reuters |
По словам источника «НГ» в администрации президента, публикуя этот список, Медведев подчеркнул – требования оппозиции услышаны. Однако при этом собеседник газеты указал, что некоторые люди из списка оппозиции – спорные фигуры, осужденные присяжными: «Поручение президента не означает, что все они получили надежду на освобождение». На вопрос о Ходорковском другой высокопоставленный источник «НГ» – в Госдуме - ответил: «Если в обществе существует запрос по какой-то проблеме – президент дает команду проверить все обстоятельства».
Надежда для ПАРНАСа
Третьим пунктом в списке поручений президента значится предложение Минюсту «представить информацию об основаниях отказа в государственной регистрации Партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» (ПАРНАС)». Ответственным назначен министр юстиции Александр Коновалов. Сопредседатель ПАРНАСа Владимир Рыжков положительно оценивает появление документа: «Дмитрий Медведев отреагировал на все главные вопросы, которые я, Борис Немцов и Сергей Удальцов поставили на встрече». Рыжков рассказ об удивлении президента, услышавшего о проблеме парнасовцев: «Он посмотрел на своих помощников... и сказал: «Я же вам поручал уже разобраться, в чем дело».
По мнению Николая Петрова, вчерашний документ для президента – имиджевая вещь: «Он показывает, что может подписывать законы, еще будучи президентом». Вполне возможно, что поручения Медведева – сигнал не столько оппозиции, сколько элитам, указывает эксперт: «И суть его тогда не столько в том, чтобы принять конкретные решения по пунктам, которые обозначены в списке, сколько продемонстрировать, что он хотел бы это сделать. А какие-то решения и принять – те, которые могут рассматриваться как позитивный знак».
Петров напоминает о недавнем пакете реформ Бориса Титова, наверняка согласованном с Медведевым: «Выставляется некий пакет сюжетов для обсуждения и возможных уступок как предмет для торга. Главное, что может оказаться в нынешнем пакете Медведева, – абсолютное признание президентских выборов, признание Путина как абсолютно легитимного избранного президента, а дальше можно будет торговаться и по поводу досрочных выборов в Думу, и по поводу облегчения участи каких-то людей. Кто его знает – может, и Ходорковского».
Скептически оценивает президентский документ глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Нет смысла сегодня гадать о президентском курсе. Он заканчивается в мае, когда появится другой президент, который только что сказал – у какого-то нижнетагильского рабочего интеллектуальный уровень на два порядка выше, чем у москвича. Так что здесь все определено».
По мнению эксперта, сегодня очень уместным шагом власти было бы объявление амнистии: «Совершенно очевидно, нужна амнистия, – всегда при смене власти в лагерях ждут амнистии. Путин и Медведев хорошо знают, что десятки, если не сотни тысяч человек сидят зря. Амнистию объявляли цари – при каждом восхождении на престол и при больших православных праздниках. Но это у нас не делается. Я не вижу признаков милосердия во власти, но вижу признаки ожесточения и огрубления, которые власть демонстрирует».
В списке Медведева числится поручение главе президентской администрации Сергею Иванову – рассмотреть возможности отнесения государственной регистрации политических партий к государственной услуге. По этому поводу высокопоствленный источник «НГ» на Охотном Ряду, близкий администрации президента, заметил, что последняя законодательная инициатива президента и так резко понизила барьер для регистрации: «Указанная в думском документе норма в 500 человек не слишком отличается от предложения в нынешнем списке Медведева. Впрочем, это поручение Иванову вскоре может обрести форму поправки ко второму чтению президентских инициатив на Охотном Ряду».