Владимир Чуров в поисках ответа своим критикам.
Фото РИА Новости
Вчера ведомство Владимира Чурова жестко критиковали на Охотном Ряду. Однако глава ЦИКа весь свой гнев обрушил на участников и организаторов протестных акций, приравняв отсутствие доверия к власти к революционным планам. Между тем одна из идей Чурова, выдвинутых им на встрече с курсантами во вторник, нашла понимание у экспертов. Правда, они увидели серьезное препятствие на пути ее реализации: правоприменительную практику, и прежде всего – самого Центризбиркома.
Вчера лидер ЛДПР и ее парламентской фракции в Госдуме Владимир Жириновский назвал профанацией и фарсом нынешнюю избирательную кампанию: «Сейчас, 15 февраля, в стране произвол, профанация, комедия, фарс, а не выборы». Он (ЦИК) срывает выборы президента. После чего перечислил очередные нарушения в ходе кампании. По его словам, ЛДПР запрещают вывешивать билборды в поддержку кандидата от партии в 11 регионах. А дебаты показывают, когда «люди либо едут с работы, либо уже ложатся спать». Днем ранее, во вторник, Жириновский в компании лидера КПРФ Геннадия Зюганова на пресс-конференции обвинил Чурова в том, что тот в обход закона о выборах президента не мешает доминировать в эфире единственному кандидату – от власти.
Вчера же Владимир Чуров показал, что его в первую очередь заботит не депутатская критика, а протестные акции. Обвинений в фальсификации итогов голосования 4 декабря он категорически не приемлет. В интервью радиостанции «Русская служба новостей» Чуров похвастался, что знал о планах проведения протестных акций еще в начале парламентской избирательной кампании: «Это происходит не спонтанно. Это происходит организованно. Я могу твердо сказать: все ныне происходящие события, все фамилии их организаторов, все организации, в этом участвующие, были мне известны еще за три-четыре месяца до 4 декабря 2011 года». Довод не новый. Можно было бы продолжить, используя лексику советской пропаганды о «тлетворном влиянии Запада». И напомнить о продажных НКО, находящихся на содержании у ЦРУ. Заметим, следуя этой логике, приходится признать гигантскую результативность деятельности несистемной оппозиции, сумевшей собрать стотысячные митинги.
Глава ЦИКа увидел в протестных акциях прообраз революции: «Я довольно часто слышу эти рассуждения – нет доверия к избирательной системе, нет доверия к судам, нет доверия к правительству, нет доверия к Государственной Думе. Что отсюда вытекает? Отсюда вытекает известное положение: давайте делать революцию. Я категорически против революций». И снова подмена понятий. Означает ли любое недоверие граждан к судьям, чиновникам и депутатам готовность общества к революции? Почему не допустить, что люди хотят просто решения назревших проблем? Следует ли в таком случае вообще отказаться от критики в адрес власти?
Владимир Чуров занимается упрощением политической действительности. В то время как, напомним, уже и лидеры страны начали заявлять время от времени о сложности процессов, происходящих в обществе, и необходимости адекватных по сложности ответов на перемены в общественном сознании. Упрощение не так безопасно, как представляется. Потому что отрицание очевидного усиливает раздражение в обществе. Кандидат в президенты РФ, лидер ЛДПР и ее парламентской фракции в Госдуме Владимир Жириновский назвал профанацией и фарсом нынешнюю избирательную кампанию.
Между тем критика в адрес Чурова заставила его вспомнить о своей давней инициативе: стереть грань между агитацией и информацией. На вторничной встрече с курсантами он произнес: «Я неоднократно заявлял, что провести четкую грань между информацией и агитацией невозможно. Все регулирование агитации должно быть, как в Америке, отменено». Таким образом, глава Центризбиркома покусился на один из главных пунктов избирательного законодательства, строго разграничивающий эти два понятия. И разрешающий агитировать за кандидата или партию только за 28 дней до выборов. Заметим: эта норма принята сравнительно недавно – в 2011 году, но уже вызвала много нареканий в лагере оппозиции.
Главным образом в нынешней президентской кампании. В основном упреки сыпались на голову премьера Владимира Путина, разъясняющего по понедельникам в газетах свою политическую платформу. А также в ежедневном режиме выступающего в эфире телеканалов. Достается и тем СМИ, где размещаются статьи Путина.
Между тем происходящее вполне укладывается в рамки закона. Который именно Чуров хочет изменить. Впрочем, от выдвижения законодательной инициативы он всячески открещивается. Вчера «НГ» несколько раз пыталась до него дозвониться. Глава ЦИКа категорически отказался общаться, подчеркнув еще раз, что идея о «стирании граней» является его личным мнением. Не выразил желания ответить на вопросы «НГ» и заместитель главы ЦИКа Леонид Ивлиев, обидчиво воскликнув, прежде чем бросить трубку: «Я не давал вам своего телефона!»
Между тем, как выяснилось, близки идее, высказанной Чуровым, некоторые положения альтернативного кодекса избирателей, подготовленного правозащитной организацией «Голос». Один из авторов документа, эксперт Аркадий Любарев, сообщил «НГ», что существующая норма явно устарела и сегодня целесообразно хотя бы расширить рамки дозволенной агитации: начинать ее надо не за 28 дней до часа икс, а сразу после регистрации кандидата в ЦИКе.
Глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин, в свою очередь, подчеркивает, что между агитацией и информацией невозможно провести черту. Именно поэтому сегодня это положение закона используется в первую очередь против оппозиции. На местах, указывает Бузин, конкурентов партии власти постоянно ловят за руку при нарушениях именно этого порядка. Дьявол в деталях, напоминает собеседник «НГ»: четко не прописанную законодательную норму легче всего использовать именно власти. Корень зла в том, считает эксперт, что такого рода нормы позволяют манипулировать обществом и оппозицией через порочную правоприменительную практику.
Думается, именно в этом главное противоречие императива Владимира Чурова. Ратуя за прогрессивную перемену в законе, он не хочет признавать, что именно его ведомство и использует ту самую порочную практику. Избирательное законодательство сегодня переполнено бюрократическими нормами, мешающими нормальному политическому процессу. Чего стоит, например, положение, в соответствии с которым не признаются копии подписных листов кандидатов в президенты. А также количество подписей – 2 млн. штук. Именно эти нормы позволили власти «просеять» список кандидатов в президенты кампании-2012. И снять с гонки в числе прочих лидера «Яблока» Григория Явлинского.