Михаил Прохоров против Геннадия Зюганова.
Кадр из программы «Поединок»
В среду ЦИК рассмотрит вопрос о соответствии Закону «О выборах Президента РФ» четверговой программы «Поединок» Владимира Соловьева. Дело в том, что предвыборная агитация в рамках кампании-2012 разрешена в стране только с 3 февраля. И вот теперь по настоянию члена ЦИКа от партии «Патриоты России» Евгения Шевченко Центризбирком будет решать, можно ли считать таковой дебаты Михаила Прохорова и Геннадия Зюганова в прямом эфире.
Пятничное заседание Центризбиркома назначило заседание рабочей группы по информационным спорам на среду. Спорный вопрос будет рассмотрен с участием политиков, экспертов и журналистов. Глава комиссии Владимир Чуров воздержался при голосовании – «как демократ первой волны», он против ущемления прав участников президентской гонки. Но не против обсуждения проблемы.
По словам члена ЦИКа, коммуниста Евгения Колюшина, досрочные дебаты практиковались и во время парламентской кампании, но тогда на них никто не обращал внимания. И не считал нарушением. Если рабочая группа примет такое решение, то претензии будут предъявлены не к политикам, а к ВГТРК. Поскольку ЦИК не является карательным органом, разбор полетов должен быть перенесен на площадку Роскомнадзора. Правдолюбцы могут обратиться и в суд.
Скорее всего до этого дело не дойдет. Как удалось выяснить «НГ», вердикт ЦИКа по запросу Евгения Шевченко скорее всего станет отрицательным. В интервью газете член ЦИКа Майя Гришина, курирующая ход избирательной кампании, напомнила о сентябрьском заседании ЦИКа, где был поставлен аналогичный вопрос: «Мы тогда собирали представителей редакций и договорились не считать предвыборной агитацией интервью, дебаты и выступления кандидатов в средствах массовой информации. Мы от этой позиции не отказываемся. Я лично провела несколько исследований на эту тему и считаю эту позицию обоснованной». Создание рабочей группы Майя Гришина объяснила тем, что, «если гражданин жалуется, эту жалобу следует рассмотреть».
Напомним, что в передаче Соловьева Прохоров объявил «войну вранью, безответственному популизму и пустым невыполнимым обязательствам» и назвал себя первым «независимым политиком, который будет говорить правду и только правду». А Зюганов сообщил, что таким образом «рублевский фронт» бросает в бой свою олигархию, которую выращивал 20 лет. Прохоров в ответ пообещал приступить к образованию собственной партии, потратив на это львиную долю своих капиталов. Если он наберет больше 10% на президентских выборах, то сам ее и возглавит.
Претензии к программе Соловьева возникли, заметим, вскоре после того, как партия Зюганова обратилась в Центризбирком с жалобой на недавнюю публикацию в «Известиях» статьи премьера Владимира Путина «Россия сосредотачивается». В КПРФ считают этот шаг премьера недопустимой агитацией. Между тем в Центризбиркоме претензии коммунистов отвергают. По словам Майи Гришиной, «цель средств массовой информации – донести до граждан позицию того или иного политика»: «Что касается обвинений газет в публикациях такого рода, то на этот счет существует решение Конституционного суда. Где говорится о том, что в подозрительных статьях должен фигурировать агитационный умысел, который выражается в тенденциозности, предвзятости и необъективности. Лично у меня нет ощущения, что в освещении выступлений политиков в СМИ эти признаки сегодня наличествуют».
Думается, что предотвращение подобных коллизий и взаимных обвинений зависит от российских парламентариев. Нынешняя избирательная кампания, как, впрочем, и парламентская, ставит вопрос о необходимости внесения правки в соответствующие законы. Например, с тем, чтобы не ограничивать сроки предвыборной агитации одним месяцем до голосования. Или вообще их отменить. В конце концов, почему политики не могут отстаивать свои взгляды с одинаковым усердием в течение всего избирательного цикла?