Сергея Митрохина задержали на согласованной с властями акции.
Фото Reuters
Оппозиция продолжает подготовку к маршу протеста, намеченному на 4 февраля, и заявляет о намерении поддержать того кандидата в президенты, который примет требования резолюции митинга 24 декабря, согласившись на реформы. На этом фоне приходят новости с российского ТВ – сопредседатели Партии народной свободы Борис Немцов и Владимир Рыжков впервые за долгое время дали интервью телеканалу «Россия-1».
В минувшие выходные российские телезрители наблюдали на своих экранах непривычную картинку – интервью телеканалу «Россия-1» дал политик Борис Немцов. В эфире госканала он заявил, что оппозицией будет поддержан кандидат в президенты, который согласится с резолюцией протестующих, а сами протестующие идут на выборы под лозунгом «Ни одного голоса Путину».
По словам политика, особых претензий к интервью у него нет, но без цензуры не обошлось – были вырезаны слова о том, что любой будущий президент должен провести политическую реформу и надо расследовать преступления Путина и его окружения. Немцов связал свое появление в эфире с уходом бывшего первого замглавы администрации президента Владислава Суркова.
В «Вестях недели» вчера вечером должно было появиться и интервью Владимира Рыжкова. Сам политик вместо ответа на вопрос о содержании интервью принялся отчитывать корреспондента «НГ» за звонок ему на мобильный телефон, а не на рабочий. Потом он рассказал, что съемочная группа действительно приезжала к нему и «задавала важные вопросы о том, есть ли у оппозиции конструктивная программа и чего хочет протестное движение».
В отсутствии конструктивной программы ранее упрекнул оппозицию премьер Владимир Путин, заявив, что ему не с кем разговаривать. Представители оргкомитета митинга 4 февраля эти претензии называют неадекватными. Во-первых, есть сам оргкомитет, во-вторых, на основании голосования может быть в кратчайший срок сформирована группа переговорщиков, но переговоров-то Путин как раз и не хочет, считает Рыжков. «В качестве жеста доброй воли через Кудрина мы предложили Путину освободить Удальцова, чтобы он Новый год провел с семьей, – рассказал Борис Немцов. – Чем все это закончилось, вы знаете».
Некоторые наблюдатели также высказывали претензии к тому, что у резолюции митинга 24 декабря нет конкретного адресата и конкретного лидера. «Адресат – народ. А власть может либо выполнять наши требования, либо игнорировать», – говорит Немцов. «Тактическая задача, которая всех объединяет, – добиться политической реформы и сделать выборы прозрачными, подконтрольными гражданам, с допущением всех политических сил, – пояснил «НГ» координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов. – Различие в политических платформах не помешает».
В ситуации отсутствия лидера единственный вариант – создать координационный совет, где будут представители всего спектра сил: и политических, и гражданских, говорит Удальцов: «От лица «Левого фронта» мы обратились к кандидатам в президенты от «Справедливой России» и КПРФ с предложением заключить общественный договор в преддверии выборов, в котором они обязуются в случае победы осуществить реформы и уйти». По словам Удальцова, легитимный координационный совет оппозиции может быть сформирован на этой неделе. Если переговоров с властью не будет и дальше, единственным выходом у оппозиции останется уличная мобилизация, резюмирует Удальцов.
На этом фоне в субботу со скандалом прошел суд над председателем «Яблока» Сергеем Митрохиным, который был задержан за то, что отодвинул забор и дал людям пройти на согласованную акцию партии. Сотрудники Басманного мирового суда, куда был позже доставлен Митрохин, не посчитали нужным пускать туда посетителей. Сначала они потребовали от корреспондента «НГ» предъявить служебное удостоверение, затем со смехом добавили, что такие же продают в метро. Потом корреспондента «НГ» и еще нескольких человек вытолкали из госучреждения, угрожая годом тюрьмы и другими неприятностями. Позднее без пререканий, видимо, опасаясь скандала, туда впустили съемочную группу НТВ.
«Протесты привели к тому, что оппозиция перестала быть частью маргинального политического спектра, куда ее загнала власть, – говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Власть вынуждена пойти им навстречу и снять барьер при регистрации партий». Однако не все так просто, продолжает эксперт, – власть может пойти на другую стратегию и вместо регистрации нескольких сильных партий начать регистрировать все подряд.
Комментируя ранние высказывания премьера Владимира Путина о том, что ему не с кем разговаривать, Макаркин поясняет – объединять разные политические силы под одной программой невозможно и не нужно: «У них не может быть общего руководителя, и идти в таком виде к власти оппозиция не хочет. У такой оппозиции другая цель – добиваться исполнения простых требований, которые были выдвинуты на митинге 24 декабря». А именно: свободные думские и президентские выборы, политический плюрализм, доступ оппозиции к СМИ, освобождение политических заключенных. «Грядущие президентские выборы будут по умолчанию признаны оппозицией нечестными и несправедливыми, – убежден собеседник «НГ». – И требование об отставке Путина зазвучит, как только он на них победит, что снизит легитимность его нахождения у власти. Оппонентами же нынешние оппозиционеры обязательно станут, но не сейчас, а на честных выборах».
Говоря об адресатах резолюции, Макаркин поясняет: она была адресована власти в целом. К президенту Дмитрию Медведеву митингующие не обращались, поскольку разочарованы им и считают его не более чем исполнителем решений премьера Владимира Путина: «Дальнейшее развитие событий будет зависеть от митинга 4 февраля. Если придет много людей, власть будет вынуждена пойти на уступки. Сейчас Путин занял выжидательную позицию».