Идентичность билбордов «Единой России» и Мосгоризбиркома бросается в глаза даже неискушенным в избирательных технологиях гражданам.
Фото Олега Козырева и РИА Новости
В Интернете появились фото первых агитационных баннеров «Единой России», которые размещаются сейчас по всей Москве. И получается, что они выполнены в том же стиле, что и плакаты Мосгоризбиркома, которые призывали граждан прийти на выборы и были размещены на улицах столицы уже месяц назад. Сторонники ЕР называют это простым совпадением, у Центризбиркома претензий к партии власти нет. Опрошенные «НГ» эксперты сомневаются, что законодательство об авторских правах в этом случае полностью соблюдено. Свое расследование «НГ» пообещали провести в Общественной палате.
У баннеров Мосгоризбиркома (МГИК), призывающих избирателей прийти на выборы 4 декабря и развешанных в столице около месяца назад, теперь появились верные последователи. Первые рекламные плакаты «Единой России» оказались выдержаны в тех же цветовой гамме и стилистике. Более того, изобразительный фон у них тот же самый, что и у плакатов МГИКа.
Первым сходство заметил известный блогер Олег Козырев, опубликовавший фотографии в своем блоге. По мнению Козырева, которое он высказал в интервью «НГ», «Единая Россия» таким образом попыталась убить двух зайцев: во-первых, вдвое удешевить свою рекламную кампанию, поскольку половина расходов, похоже, выпала на долю МГИКа, а во-вторых, запутать избирателей, чтобы у них создалось впечатление, что все эти плакаты – одно и то же. При этом заказчики, как отмечает блогер, точно разные, в то время как картинка на заднем фоне, изображающая массовку из горожан без лиц, – совершенно точно одна и та же. В итоге единой получилась и рекламная кампания: сначала избирателям объяснили, когда будут выборы, а потом добавили информацию, за кого же на них голосовать. Такова логика Козырева. Он также опубликовал ссылку на тендер, проведенный Центризбиркомом, и сделал вывод, что именно ему, похоже, и принадлежат авторские права на данные плакаты.
Впрочем, у ЦИКа претензий к партии власти не возникло. Глава ЦИКа Владимир Чуров поблагодарил корреспондента «НГ» за звонок и повесил трубку, едва лишь услышав, что к нему есть вопросы. Член ЦИКа Елена Дубровина уверила корреспондента «НГ», что «Единая Россия» не нарушала избирательное законодательство: «Видимо, у авторов рекламы какое-то свое видение». Собеседницу «НГ» насторожило только упоминание об интеллектуальной собственности, поскольку картинка на заднем плане, изображающая силуэты горожан, одна и та же на обоих плакатах, но и тут ЕР ничего не угрожает: «Вряд ли МГИК успел в спешке зарегистрировать авторские права». Впрочем, любая другая партия может делать аналогичную рекламу, заметила Дубровина. Представитель МГИКа Дмитрий Реут в беседе с «НГ» сразу заметил, что никаких исключительных прав на данные изображения у них нет, а потому нет пока и претензий к «Единой России»: «Это вообще может быть провокация, ведь неизвестно, кто заказчик единороссовских плакатов». Выяснять это в МГИКе также не торопятся, поскольку официальных жалоб пока не поступало, заметил Реут.
«Агитационные материалы партий и избирательных комиссий невозможно перепутать», – считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
По его словам, использование синего цвета характерно для символики России и государственного флага и вообще эти цвета много где применяются: «Я думаю, что это просто совпадение».
Другие опрошенные «НГ» эксперты посчитали ситуацию с плакатами ЕР неэтичной и точно неслучайной. «Единая Россия» с помощью этой рекламы в очередной раз ассоциирует себя с государством, говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Макаркин допускает, что у неискушенных москвичей, которые в ноябре хорошо запомнили рекламу МГИКа с призывом идти на выборы, а сейчас наблюдают идентичную рекламу ЕР, действительно может сложиться впечатление, что это одно и то же. При этом какого-либо нарушения закона со стороны партии власти Макаркин не увидел. По его словам, другие партии также могли бы сделать свою рекламу в аналогичной цветовой гамме, но это не понравилось бы ни их избирателям, ни государству. «Это еще раз подчеркивает – политическим партиям на выборах придется противостоять не ЕР, а всему российскому государству», – резюмирует Макаркин.
«Это вызывает серьезные вопросы как с этической точки зрения, так и в плане нарушения авторских прав, – говорит в беседе с «НГ» председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты Иосиф Дискин. – Я обязательно попрошу разобраться с этим случаем организацию «Общественный контроль». При этом с той точки зрения, насколько это эффективно в плане воздействия на подсознательный уровень, собеседник «НГ» сказать затруднился: «На мой взгляд, это весьма малоэффективно».
Нейромаркетинг – это направление в рекламной деятельности. Как уверяют эксперты, в основе метода лежат результаты исследований психологов, согласно которым около 95% всей познавательной деятельности человека и всего мышления, включая эмоции, происходит в подсознании. Поэтому задача, которую ставят себе психологи от маркетинга (и от политики тоже), – как подобраться к эффективному манипулированию подсознательной деятельностью мозга.
Между тем вчера получил развитие другой скандал с незаконной агитацией за «Единую Россию». Напомним, ранее в Сети появился видеоролик, на котором сити-менеджер Ижевска Денис Агашин объяснял представителям ветеранских организаций, что их финансирование будет напрямую зависеть от результата ЕР, и даже озвучил расценки. Сотрудники местного избиркома обвинили Агашина в нарушении предвыборной агитации и передали сведения об этом в отдел полиции.