У немецкой политической элиты, представленной в Бундестаге, нет сомнений относительно ответственности нацистской Германии за развязывание Второй мировой войны и преступного характера агрессии против СССР. С учетом трагического прошлого все фракции федерального парламента выступают за дальнейшее всестороннее укрепление отношений с Россией на основе стратегического партнерства. Это отчетливо показали дебаты под куполом берлинского Рейхстага, посвященные 70-летию нападения нацистской Германии на Советский Союз. На днях на сайте федерального парламента появился официальный стенографический протокол этого заседания.
Вообще трудно припомнить, чтобы ранее Бундестаг специально обращался именно к 22 июня 1941 года. К тому же эта дата истории всегда была и еще долго останется для немцев куда более трудной и острой темой, чем для нас. Но ныне она была определена по межфракционному согласию. Выступили семеро депутатов. Они представляли коалицию и оппозицию. И не без собственного удивления отмечали широкое совпадение взглядов на трагедию 1941 года, вытекающие из нее уроки, жизненную важность отношений с Россией.
Первый же оратор, Вольфганг Герхард, один из ведущих политиков партии либералов, образующей с ХДС/ХСС правящую коалицию, поставил точки над «i»: «В начале этих дебатов по поводу 70-й годовщины нападения гитлеровской Германии на тогдашний Советский Союз необходимо отметить – и не потому, что это неизбежно, а потому, что это правда – тот факт, что причиной всего этого ужаса был нацистский режим». Другие выступавшие непременно отмечали преступный характер гитлеровской агрессии, которая была «расистской войной на уничтожение». Они напоминали, что СССР и его народы понесли наибольшие утраты в минувшей войне, выражали сочувствие их жертвам.
Помнится, в периоды корреспондентской работы в Бонне мне не раз доводилось наблюдать, как взрывался негодованием парламентский партер при чьем-либо позитивном упоминании российской стороны. А сейчас один депутат назвал с трибуны советского солдата освободителем. И ничего. Другой прочел в переводе евтушенковское стихотворение «Хотят ли русские войны». Комментарий оратора, что вопрос, к счастью, решен, «ни русские, ни немцы, ни Европа не хотят войны, и война должна быть изгнана из истории народов», сопровождается в протоколе так: «Аплодисменты всего зала». А когда упоминались все еще имеющиеся у немцев предрассудки в отношении России, преодоление которых требует усилий, один депутат тут же призвал: «Такой работой следовало бы заняться прямо с этих дебатов и сделать для этого все необходимое».
Наряду с первым в списке ораторов значился ряд других известных и авторитетных политиков. Все они придавали важнейшее значение примирению между русскими и немцами, достигнутому ныне уровню двустороннего доверия, партнерства. Памятуя о прошлом, некоторые называли это чудом и счастьем. При этом с парламентской трибуны размышляли о новых возможностях, целях и перспективах отношений двух стран и народов.
К примеру, христианский демократ Михаэль Глос призвал обратить внимание на то, чтобы наряду с Россией и Германией сближались Россия и Европа. Он заявил: «Я вообще не испытываю никакого страха перед зависимостью от России, о которой все время предупреждают. Наоборот. В будущем я хотел бы еще большего укрепления сотрудничества и могу себе представить, что однажды Россия станет членом ЕС». Но целью нашей политики, продолжал политик, должно быть также обеспечение мира и дружбы между людьми в России и Германии. День 70-летия нападения гитлеровской Германии служит предупреждением, вызывает траурные воспоминания, но и открывает перспективу будущего.
Социал-демократ Гернот Эрлер, который был госминистром в правительстве черно-красной коалиции, указал на важную роль стратегического партнерства. Экономические отношения между нашими странами развиваются, по его оценке, хорошо. Большие ожидания связываются с проектом «Партнерство для модернизации». Петербургский диалог служит сближению гражданских обществ. Развивается молодежный обмен.
Представитель фракции ХДС/ХСС по вопросам внешней политики Филипп Мисфельдер назвал Россию одним из важнейших партнеров Германии и подчеркнул, что многие актуальные конфликты могут быть решены только при условии выработки совместных с Москвой внешнеполитических концепций.
Задумываясь о качестве будущих российско-германских отношений, христианский демократ Петер Бейер высказал мнение, что оно зависит от того, возьмут ли у нас верх силы, выступающие за особый российский путь, или же сторонники сближения с Европой. В остальном депутат был очень оптимистичен: «Оба государства находятся в процессе сближения, который следует назвать эволюционным. Это отношения, которые зреют, растут, станут взрослыми и еще более нормализуются».
Следует привести еще резюме Филиппа Мисфельдера: «Я рад, что в сегодняшних дебатах в каждой речи нашли отражение и позитивные стороны. В основном настроение по отношению к России у нас позитивное». Закрывая дискуссию, вице-президент Бундестага Петра Пау сказала, что таково «послание дебатов» и что все их участники хотели бы, чтобы оно было услышано. Надо полагать, прежде всего в России.