У Владимира Путина свое представление о том, как надо разыграть президентскую кампанию.
Фото Reuters
Вчера было объявлено о регистрации Института социально-экономических и политических исследований, который будет заниматься подготовкой предвыборной программы «Единой России». Лидер партии – а теперь еще и Общероссийского народного фронта (ОНФ) – премьер Владимир Путин вчера же посетил свою общественную приемную в Пскове, доказав решимость заниматься партийными делами в практически ежедневном режиме. Между тем по-прежнему неясно, кто из тандема будет выдвигаться на президентский пост. Эксперты отмечают, что вопрос этот не просто нервирует страну, но и составляет угрозу ее будущему.
Вчера спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что попечителями института станут члены Координационного совета Общероссийского народного фронта. Учреждение займется подготовкой единой платформы «коалиции общественных сил, которая складывается в рамках фронта», подчеркнул глава высшего совета партии власти. Он уверен, что этот документ будет представлять «интересы большинства граждан России». В результате единороссы получат программу, с которой партия пойдет на выборы плечо к плечу с ОНФ.
Путин заявил вчера, что не видит соперников своему детищу – он допускает появление в политике и других подобных объединений: «Нам необходима достаточно яркая политическая палитра. Это – во-первых. А во-вторых, все, кто делает что-то потом, – это копия, это копия оригинала, и она не может быть лучше оригинала. Это всегда «повторюшки» какого-то серьезного движения. И ожидать от них, что они будут лучше, видимо, не следует. Ожидать какого-то серьезного движения тоже не следует».
У фронта готов живой символ – персонаж из отечественной истории. Это Александр Невский, который, по словам премьера, «даже после того, как его на несколько лет выгнали, все равно вернулся и еще надавал Тевтонскому ордену по башке».
Между тем и глава правительства, и президент Дмитрий Медведев продолжают хранить молчание по главному вопросу, который, думается, волнует страну гораздо больше, чем Александр Невский, надававший по башке Тевтонскому ордену. Потому что без ясности в этом вопросе практически невозможно успешное осуществление ни модернизационных планов президента, ни социальной политики премьера. Народный фронт может просто зависнуть в сетях пустых деклараций, поскольку любая полезная деятельность чиновников упирается в эфемерность их политического существования. Бремя проблем, стоящих перед страной, столь велико, что объявление свежеиспеченным декабрьским кандидатом своей программы не даст возможность электорату ни подробно с ней ознакомиться, ни выслушать оппонентов. Что является очевидным к нему, электорату, пренебрежением.
Озабоченность по этому поводу проявляют и эксперты, опрошенные «НГ». Социологи говорят о недовольстве граждан в связи с этим. К примеру, глава Левада-Центра Лев Гудков сообщил газете: «Наши опросы говорят, что тандему давно следует определиться, что должны быть проведены открытые и честные выборы, в которых и Путин, и Медведев представляли бы свои программы».
Власть, уверены респонденты Левада-Центра, не должна контролировать процесс представления претендентами своих личных установок по решению важнейших проблем – коррупции, модернизации, экологии, кадровой политики.
С другой стороны, указывает Лев Гудков, затягивание с решением вопроса о будущем президенте страны оказывает пагубное влияние на умонастроения граждан: «В обществе нарастает равнодушие к вопросу о том, кто будет президентом. Негативное воздействие сказывается не сразу, но со временем происходит процесс деморализации общества. Это означает утрату представлений людей о будущем, снижение солидарности и ответственности за то, что происходит. Ответственности даже по отношению друг к другу. Граждане замыкаются внутри семейных отношений. Становятся более циничными».
Глава фонда «Эффективная политика» (ФЭП) Глеб Павловский считает совершенно очевидным, что отсрочка означает только одно: «Путин не готов сегодня поддержать президента на выборах-2012. Одна из причин этой неготовности – возможное желание премьера стать президентом самому». Правящие элиты, напоминает эксперт, всегда настроены на второй срок президента: «Тандем из генератора мира превратился в генератор риска и неопределенности. Здесь ошибка планирования: модель выхода из тандема не разрабатывалась. Вместо этого гражданам предложили таблетку димедрола: мол, пока мы не договоримся, вы ничего не узнаете».
Однако за время президентства Медведева электорат изменился, как и расклад в элитах, замечает собеседник «НГ»: «Часть людей ушла к президенту. Они доверяют главе государства. И Медведев может от них отказаться только путем политического самоуничтожения. Потому что те, кто ему доверяет – а это миллионы людей, – не примут Путина». Здесь есть и управленческие проблемы, напоминает Павловский: «Команды Путина и Медведева были смешанными. Если вопрос о выдвижении откладывать до декабря, получится, что у нас нет полноценной программной команды власти. В тандем была заложена поддержка премьера. Но Путин не поддерживает все подряд. А когда он этого не делает, тандем начинает шататься». Президентская кампания опередит думскую – она ее подомнет, уверен эксперт, и велик риск болезненного для страны выхода из состояния тандема.
Владимир Путин и Дмитрий Медведев все еще в поиске вариантов кампании-2012. Фото Reuters |
Глава ФЭПа предлагает вариант, способный эти риски минимизировать. На его взгляд, Медведев и Путин могли бы вместе открыто заявить о том, что сроки сдвигаются, и назвать их. Одновременно, считает Павловский, должна быть создана группа экспертов, которая определит принципы программы будущего главы государства – независимо от того, кто будет выдвинут на пост президента от тандема. Эта группа может получить название «государственного совещания», к примеру, предлагает собеседник «НГ». Но эксперты обязательно должны зафиксировать в этой программе две главные установки: курс на модернизацию и сохранение социальных обязательств.
Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер в беседе с «НГ» напоминает о том, что формально тандем имеет полное право сохранять тайну кампании до декабря. Однако, по мнению эксперта, есть и неформальные моменты. Например, указывает собеседник «НГ», Барак Обама за два года до выборов объявил о своем решении баллотироваться: «При нашей системе отсутствия конкуренции, демократии, захода в нужные кабинеты для принятия решения, ориентировки – с кем играть, а с кем не играть, это губительная тактика».
Очень многие представители элиты сегодня выжидают, уверен собеседник «НГ»: «Потому что тот же самый бизнес не может выстраивать планы на годы вперед, а в условиях намеков на эти разногласия люди начинают фантазировать... Что за ними стоит? Если реальное изменение курса, то я могу и проиграть, если поставлю не на того члена тандема». Ситуация неопределенности может ухудшить и без того плохой инвестиционный климат в стране, указывает Гонтмахер: «Опасно идти в такую экономику, где непонятно, какие через год будут правила игры».
Для губернаторов и вообще чиновников тоже складывается странная ситуация, указывает эксперт: «Медведев сказал – сейчас никого увольнять он не будет. А после выборов состав правительства поменяется. Это означает, что люди оказываются в подвешенном состоянии. Они думают: ага, значит, надо в оставшееся время либо сидеть тише воды, ниже травы и бояться каждого чиха на верхнем этаже власти, либо воспользоваться административными ресурсами в своих целях, по принципу «после нас хоть потоп».
Губернаторы мечутся, замечает собеседник «НГ»: «Если к кому-то из них заехал Владимир Владимирович, то появляется мысль у регионального начальника: как было бы хорошо, чтобы теперь и Дмитрий Анатольевич приехал... А то вдруг Дмитрий Анатольевич подумает, что я ближе к Владимиру Владимировичу, чем к нему... Или наоборот».
Нехорошо то, уверен Гонтмахер, что наши бизнес- и политические элиты замерли сейчас в условиях, «когда много что надо делать, когда ситуация очень нестабильная». Решение важного для страны вопроса откладывается на потом. Притом, указывает эксперт, без какого-либо понимания, что произойдет в декабре. При этом гражданам остается только догадываться о политических предпочтениях потенциальных кандидатов на высший пост в государстве, говорит Гонтмахер: «Говорят, что Путин – консерватор, а Медведев – модернизатор. Но это все непонятно! Путин сейчас вот заявил, что у нас модернизация идет не так быстро, как хотелось бы. Он создал институт, обобщающий усилия двух десятков рабочих групп по модернизации. Может быть, он и будет следующим модернизатором страны?»
Вся эта чересполосица наносит колоссальный вред стране, уверен Гонтмахер: «Нужна ясность – кто пойдет в президенты. Нужны некие программы претендентов. Мы же не можем считать таковой декларацию Народного фронта, где написано все только хорошее. Под этими пожеланиями может подписаться любой – коммунист, член ЛДПР, яблочник и все прочие...» Если бы такая ясность наступила, уверен собеседник «НГ», то в 2012 году человек, который станет президентом, «наверное, начал бы что-то быстро делать»: «Если он только в декабре, в рамках предвыборной кампании, что-то скажет, а в мае придет в своей кабинет после инаугурации, время будет катастрофически упущено. Цена предвыборной кампании окажется на уровне декларации Народного фронта...»