Глеб Павловский предвидит скорый уход с политической сцены тандема - как формы власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Результат кампании-2012 может проясниться еще до ее начала – так считают эксперты «НГ», анализирующие вчерашнее интервью главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского Интерфаксу. Предрекая успешное выдвижение нынешнего президента Дмитрия Медведева основным кандидатом на следующих выборах, известный политолог четко аргументирует свою позицию, основанную, по его словам, на фактах консолидации правящего класса вокруг действующего президента и его программы. Собеседники «НГ» считают интервью Павловского атакой либерального лагеря элиты на позиции консерваторов.
Глеб Павловский уверен: президент Дмитрий Медведев за год до очередной кампании становится де-факто основным кандидатом на выборах-2012. И это не вопрос психологии и блеска, подчеркивает эксперт: «Путин, например, сохраняет и блеск, и харизму, и популярность. Но вопрос о президентстве после выборов 2012 года, мне кажется, – это вопрос о курсе президента, о его программе».
По мнению политолога, основанием для такого предположения является консолидация правящей элиты вокруг действующего президента и его программы, «поскольку прежняя, путинская, программа уже выполнена»: «На мой взгляд, сейчас нет альтернативной программы, вокруг которой можно объединяться». В борьбе с коррупцией главе государства, считает Павловский, удалось существенно продвинуться. Медведев, указывает эксперт, в отношении бизнеса «ведет двойную политику»: «С одной стороны, он мешает и запрещает бюрократии грабить бизнес, а с другой – требует, чтобы предприниматели вкладывались в страну, в новую экономику». Эксперт в качестве примера приводит «идею Медведева с разорительными штрафами». И напоминает, что в области внешней политики президент тоже «заслужил определенный авторитет».
Павловский опровергает версию СМИ, в соответствии с которой «вопрос о выдвижении кандидата на выборы 2012 года является согласованием личных планов тандема»: на его взгляд, настрой на консенсус Путина и Медведева полностью исключает возможность какой-либо конкуренции и конфликта: «То, к чему они могут прийти, вероятнее всего, будет уже не тандемом, который является довольно жесткой формой политического союза. В будущем, после выборов, эта форма скорее всего станет гораздо мягче».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин с Павловским не согласен: «Введение разорительных штрафов для участников коррупционной сделки – это вывод из-под уголовной ответственности чиновника, который рассуждает: «Я не буду садиться в тюрьму, а буду платить штраф». Выступление главы ФЭПа в Интерфаксе эксперт считает «одним из выстрелов в информационной войне, которая ведется достаточно давно»: «Глеб Павловский – это уже очень серьезный ресурс. Это еще не ставка Верховного главнокомандующего, но это уже нечто серьезное... Это не анонимный аналитик. Это новый шаг либерального клана в эскалации борьбы за власть».
Нельзя сказать, что это шаг Медведева, указывает собеседник «НГ», «так как Медведев не руководит либеральным кланом, он лишь является одним из его представителей: «Там есть и свой «совет директоров», и «председатели совета директоров». Медведев, может быть, входит в «совет директоров», но в качестве «независимого члена».
После интервью Павловского, уверен Делягин, можно ждать провокации: «Это будет националистическое выступление, нечто вроде бунта на Манежной площади. Предельно агрессивное. Возможно, нечто подобное произойдет на день рождения Гитлера, или на 9 Мая, или в середине мая. Потому что дальше народ разъедется отдыхать, и страшного эффекта не получится. Цель провокации – перевернуть мозги общества и представить Путина конкурентом Медведева, обвинив премьера в дестабилизации обстановки в стране. И снять главу правительства. Это моя гипотеза. Якобы это Путин не справился с ситуацией... А технически это сделать несложно. Нанять 100 человек, и пусть они выйдут избивать узбеков с плакатами «Да здравствует Путин!».
Делягин уверен, что противоречия в тандеме – не миф: «Я обращаю внимание на то, что когда премьер говорит о расследовании теракта в «Домодедово», следом выступает президент и долго выговаривает неназванным чиновникам о том, что нельзя так говорить без решения суда». Выборы состоятся тогда, указывает собеседник «НГ», когда будет назван официальный кандидат на президентские выборы: «Выборы полностью завершатся к началу формальной избирательной кампании. То есть президентский дедлайн – это конец этого года. А правильные игроки играют на опережение. Либеральный клан в этом очень профессионален. Выступление тяжеловеса Павловского заставляет подумать о том, что идет подготовка к решительным действиям».
Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская спорит с Павловским, утверждающим, что преимущество Медведева как кандидата – в его программе модернизации: «Павловский, конечно, человек очень опытный в политике и прекрасно знает, что у нас президенты появляются без всяких программ.
И президент, и премьер возлагают особые надежды на «Стратегию-2020». Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
И что программы рождаются после того, как они становятся президентами. Какая программа была у Путина, когда он пришел к власти? Какая программа была у Медведева?»
Наше общество до сих пор так устроено, указывает Крыштановская, «а тем более элиты»: «Какая программа им нужна, такую и поддерживают. Кто начальник – тот и прав. У каждого президента свое знамя, и у каждого свое слово – «перестройка», «стабильность», «модернизация».
Элиты не консолидировались под Медведева указывает эксперт, «а согласились принять Медведева, и четыре года быть с ним, потому что Путин об этом попросил, Путин своего преемника назначил»: «Если Медведев придет на шесть лет, то сразу встанет вопрос – кто хозяин? Хозяйствовать Путину без реальных рычагов власти на основе каких-то «джентльменских» соглашений, мне кажется, в России невозможно. И пусть не рассказывают про Дэн Сяопина – у нас другая страна, другие традиции». Невозможно в России, подчеркивает собеседница «НГ», «не имея армии, других силовых структур, мощного идеологического аппарата, всей этой мощи, которую мы называем «Кремль», сохранять еще шесть лет свою власть. Сейчас пока все ждут, что хозяин вернется. А как только станет ясно, что он не вернется, начнется раскол элит. И я не верю, что тандем можно как-то переплавить в союз».
Крыштановская видит в происходящем новую атаку на Путина: «История с Кабаевой, «дворцами премьера», интервью Васильевой... Значит, есть силы, которые не хотят его возвращения... Первый вариант: безусловно, оппозиция, которая хочет его свалить и сама прийти к власти. Второе. Я не исключаю, что внутри политической элиты образовалась группа, которая хочет помочь Медведеву пройти в президенты и действует против Путина».
Со своей стороны, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что окончательное решение тандем примет в конце лета. А заместителю гендиректора Центра политических технологий Алексею Макаркину интервью Павловского кажется признаком некоего зондажа общества либеральной частью российской элиты: «Эта часть элиты сделает из арабского опыта вполне конкретные выводы: нужно скорее проводить реформы. Режимы в Тунисе, в Египте и тем более в Ливии пострадали из-за забронзовелости. России необходимы скорейшие изменения».
Есть и другая часть элит, напоминает Макаркин, у которой совсем иная повестка дня: «Эти люди считают, что надо быть предельно осторожными в реформах. Что «арабский опыт», наоборот, свидетельствует о том, что если хоть как-то позволить оппозиции, то начнется эрозия режима. И что необходимо занимать охранительные позиции, необходимо очень осторожно относиться к диалогу с Западом».
Однако и ситуация с Путиным сложнее, чем кажется, указывает Макаркин: «Я бы не стал однозначно отождествлять его с консерваторами. Он встречается с либеральными экономистами, заводит речь о серьезных изменениях в «Стратегии-2020»... Хотя понятно, что те люди, которые занимают охранительные позиции, будут апеллировать к Путину». Если президентом станет Медведев, Путин, считает эксперт, может занять «пост председателя партии «Единая Россия» – с расширенными возможностями – или должность, которая будет введена специально для него, которой сейчас пока нет».
Сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман уверен: «Путин в последние годы своей деятельности открыто связывает себя с определенными репрессивными методами. По мнению эксперта, Медведев проводит достаточно самостоятельную политику: «Решение, кто из них будет президентом, они будут принимать совместно. Они точно не пойдут на раскол и публичное противостояние. Но без согласия Путина Медведев президентом стать не сможет. Все станет понятно в ближайшие несколько месяцев. Думаю, что премьером он тоже остаться не сможет. Потому что система тандемократии очевидно дает сбои».
Споры политологов по поводу интервью Глеба Павловского доказывают: разногласия в тандеме становятся политической реальностью. Не заметить которую уже невозможно.