Если у партии нет шансов проиграть, она просто «бронзовеет».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вечером во вторник на сайте президента Дмитрия Медведева появился большой концептуальный текст – с перечислением достижений и слабых мест в политической жизни страны. Главный вывод, сделанный автором, – в России наметился в этой сфере опасный застой. Эксперты «НГ» считают текст Медведева в Интернете неким аналогом прошлогодней статьи «Россия, вперед!».
Текст на сайте Медведева, по сути, является полноценной статьей, очень похожей на свою предшественницу. Прошлогодняя статья тоже размещена была изначально в Сети. И тоже накануне оглашения президентского Послания Федеральному собранию. А потому логично предположить, что и цель у Медведева сегодня та же: протестировать общество на предмет восприятия его видения политической системы и проведенных реформ.
Нынешний текст, по информации «НГ», готовился в администрации президента около месяца.
В первой части этого мини-Послания довольно жестко оценивается политическая ситуация в стране. Во второй – перечисляются успехи, достигнутые в последние два года.
«С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации, – предупреждает президент. – А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе – она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения».
Медведев подробно описал свое видение правящей партии: надо, чтобы она «имела и права, и обязанности, а не просто служила приложением к исполнительной власти». После чего зафиксировал классический принцип демократии – «чтобы были хорошо слышны и учитывались мнения всех, в том числе и самых малых социальных групп. А в идеале – чтобы был слышен голос даже одного человека». Медведев явно обращается к интернет-аудитории как к самой продвинутой части общества: «Есть те, кому не все равно, что происходит. И у этих представителей меньшинства есть возможность критиковать правящее большинство...»
Однако, осторожно замечает глава государства, «политические реформы не должны приводить к хаосу и параличу демократических институтов». Медведев ссылается при этом на статью «Россия, вперед!», где он «определил метод и стиль» реформ: они «должны быть постепенными, но неуклонными». Далее выступление президента превращается в нормальный отчет о том, как продвигалась страна к этой цели. Медведеву представляется, что Россия продвинулись «прилично». Отчет становился все более подробным: Медведев назвал «ключевые вещи». Среди которых – минимизация «рисков манипуляций в ходе выборов», а также гарантии партиям равного доступа к государственным СМИ. Высоко оценил Медведев и новый механизм формирования губернаторского корпуса: «Теперь большинство избирателей имеют возможность участия через поддерживаемую ими партию в формировании исполнительной власти своего региона». В числе заслуг президента – и снижение до 5% барьера для прохождения представителей партии в парламенты всех уровней: «Голоса в целом не должны пропадать». «Мы и дальше будем совершенствовать этот институт и раздвигать эти возможности», – пообещал Медведев.
Политическая система, уверен глава государства, «довольно значительно в результате этих изменений скорректирована»: «Она... стала более открытой и более гибкой. В конечном счете и более справедливой». Конечно, «критика раздавалась, – признается Медведев, – и это нормально, она должна быть. Но все-таки критических высказываний было существенно меньше. Это обнадеживает...» «Самое главное – мы не стоим на месте. Мы идем вперед», – оптимистично завершает глава государства свое выступление в Сети.
Текст на сайте Медведева появился в 9 часов вечера – в это время аудитория, которой он предназначен, приходит с работы и садится за компьютер. Уже на следующее утро его вовсю обсуждали – и не только блогеры.
Эксперты «НГ», сравнивая текст с прошлогодней статьей, отмечают повышенную степень обеспокоенности Медведева, которая сквозит в его резкой оценке партии власти, и напрямую увязывают ее с грядущими президентскими выборами. Члену научного совета Московского центра Карнеги Алексею Малашенко ситуация напоминает два снежных кома, надвигающихся друг на друга, – элиты, сгруппировавшиеся вокруг Владимира Путина и Дмитрия Медведева, неизбежно должны столкнуться – с малопредсказуемыми для сторон результатами. В этой связи, кстати, эксперт отмечает мудрое, на его взгляд, некоторое дистанцирование от федеральной власти Сергея Собянина, ставшего недавно мэром Москвы, «в преддверии неизбежного и отчасти уже происходящего столкновения между командами, когда возможность демонстрации лояльности и осуществления четкого выбора сильно затруднена отсутствием жесткой предопределенности ситуации».
По мнению эксперта, здесь имеет место не обострение отношений между Путиным и Медведевым, а «понятная и довольно тяжелая ситуация для их команд. Которым нужно достаточно публично делать выбор и занимать чью-то сторону. А есть опасения, что ситуация может измениться не так, как им это представлялось».
У президента есть все основания нервничать, считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Медведев хотел провести очень осторожную, но все-таки комплексную модернизацию, включая политическую составляющую. Однако она явно не востребована большинством элит». Суть в том, поясняет эксперт, что любая политическая модернизация создает эффект неопределенности: «Во времена так называемой стабильности сформировался слой чиновников, в том числе и в регионах, кровно заинтересованных в сохранении статус-кво. Все привыкли к правилам игры. Это что же: отдавать все это на волю судьбы? А партия власти должна отказаться от собственных привилегий? От гарантий победы?»
Медведев, говорит Макаркин, искренне хочет, чтобы Россия стала более совместимой с Западом, «но он понимает, что этого нельзя добиться с нашей политической системой»: «Однако одновременно он явно боится раскачать лодку. И не знает, на кого он может опереться». В этой связи неслучайным видится эксперту день фактического обнародования нынешнего обращения, совпавший со встречей Медведева с лидерами политструктур.
Текст на сайте президента, отмечает Малашенко, – «жесткий диагноз, с которым можно только согласиться, но при этом в нем заметно абсолютное отсутствие каких-то реальных рецептов решения проблем. Или несоответствие того, что предлагается, диагнозу, который сам Медведев и ставит». Эксперт называет это «синдромом Медведева»: «Обществу посылают правильный сигнал, но никаких серьезных шагов для реализации цели не предпринимается. Судя по тому, как тщательно и позитивно инвентаризованы и оценены, в общем-то, все декоративные изменения, мы, очевидно, в скором времени увидим очередной пакет законопроектов, принципиально не отличающихся от первых, – в том смысле, что это будут опять какие-то чисто декоративные или малозначимые вещи. Собственно, Медведев и сам предупреждает об этом, говоря о том, что он проводит реформу медленно и поступательно».
Политика – это не игра в поддавки
Андрей Воробьев, руководитель центрального исполнительного комитета «Единой России»:
Заявление президента абсолютно понятно. В современном демократическом обществе конкуренция – это неотъемлемое условие развития. Отсутствие конкуренции – угроза. В этой связи в прошлом своем Послании президент обратил особое внимание на модернизацию политической системы. А затем внес ряд законопроектов, которые дали дополнительные возможности оппозиционным партиям. Это и равный доступ к СМИ, и права фракций для малых партий, и снижение порога численности, и многое другое.
Мы, «Единая Россия», эти инициативы поддержали, хотя это ставит именно нас в более жесткие условия. Для нас оппозиция не враги, это другое мнение. Чем выше качество критики, тем выше эффективность принимаемых властью решений. Надеемся, оппозиция услышала и правильно понимает этот сигнал.
Мы, со своей стороны, идем вперед, становимся более открытыми, чтобы наша позиция была понятна каждому гражданину страны. Считаем, что только это и есть залог политического успеха.
Политика – это не игра в поддавки. Это борьба. И мы, как и прежде, будем бороться за голос каждого.