Муниципалитетам теперь придется платить за содержание пожарной техники.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
В сентябре, по информации «НГ», состоится первое заседание президентского совета по развитию местного самоуправления, образованного два года назад. Премьер Владимир Путин должен будет отчитаться на нем о реализации поручений главы государства, касающихся реформирования муниципальной политики и организации хозяйственной деятельности. Поводом для активизации федерального Центра в отношении местного самоуправления послужили в том числе и недавние пожары, охватившие всю Центральную Россию. Муниципии оказались фактически парализованными перед лицом стихии. Эксперты между тем не верят в благие намерения Москвы.
На недавней встрече с представителями местных властей Республики Марий Эл президент Дмитрий Медведев обещал встретиться с мэрами российских городов снова уже в сентябре.
Источник в Кремле рассказал корреспонденту «НГ», что общение главы государства с представителями муниципалитетов на этот раз состоится в рамках президентского совета по развитию местного самоуправления.
Состав структуры и ее руководящих органов Медведев утвердил еще в августе 2008 года. Сам глава государства стал председателем совета, а премьер-министра Владимира Путина назначил председателем президиума. Впрочем, на протяжении последних двух лет президентский совет не собирался ни разу. Его первое заседание состоится в сентябре. По словам собеседника «НГ», поводом во многом послужила ситуация с пожарами. Муниципалитеты продемонстрировали неспособность справляться со стихийным бедствием самостоятельно. Не исключено, что к заседанию несколько поменяется состав совета. Во всяком случае, пока в числе его членов значатся некоторые, теперь уже бывшие региональные главы. Также на совещание пригласят мэров городов и районов, наиболее пострадавших от пожаров.
Вчера глава государства утвердил перечень поручений по развитию местного самоуправления по итогам своей поездки в Марий Эл. Он, в частности, предписал премьеру Путину к заседанию совета проработать четыре предложения. Первое касается налоговых льгот. Медведев считает важным передать представительным органам муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга права устанавливать налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков.
Вторая инициатива Медведева – воздействовать на собственников объектов недвижимости, которые не торопятся проходить государственную регистрацию. Глава государства считает, что за необоснованное затягивание этого процесса владельцы должны понести ответственность экономического или административного характера.
Третье предложение также призвано повысить сознательность предпринимателей. Медведев считает необходимым усовершенствовать механизм контроля и ответственность для них за неиспользование по назначению принадлежащих им земель, в том числе сельскохозяйственных.
И четвертая задача – скорректировать законодательство о местном самоуправлении, предусмотрев в нем расширение перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. В первую очередь в городскую собственность должно перейти имущество, предназначенное для предупреждения и тушения пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медведев также предложил внести изменения в нормативные и правовые акты в части, касающейся увеличения противопожарного расстояния от границ застройки населенных пунктов до лесных массивов с учетом особенностей конкретных территорий.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский отмечает, что утверждение списка поручений отчасти связано с последними пожароопасными событиями: «В первую очередь они вытекают из оценки ситуации с пожарами. Это отражено в предложении передать в городскую собственность имущество, предназначенное для тушения пожаров, а также предусмотреть более четкое управление земельным фондом».
Представитель Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, между тем скептически оценивает инициативы президента. По ее словам, муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга не имеют почти никаких полномочий, фигурально выражаясь, отвечают за скамейки во дворах. Поэтому устанавливать льготы им будет не для кого. С передачей в муниципальную собственность оборудования для пожаротушения дела обстоят еще драматичнее. Зубаревич замечает: у муниципалитетов нет денег на то, чтобы хранить эту технику, снимать помещение, платить за свет и т.д. Бесперспективной кажется эксперту и активация президентского совета по развитию муниципального самоуправления: «Местное самоуправление не вписывается в управление вертикальной структуры. От совета я ничего не жду, кроме как декоративных инициатив и дежурного общения Медведева с мэрами».
Бадовский с таким мнением не согласен. На его взгляд, «заседание совета будет серьезным мероприятием»: президент заинтересован дать на нем мощный импульс всему комплексу вопросов, связанных с МСУ».