Леонид Меламед выступает за модернизацию экономического законодательства.
ИТАР-ТАСС
Президент Дмитрий Медведев поручил правительству расширить полномочия Фонда имени И.М.Бортника. Помимо распределения грантов инноваторам, он вскоре сможет открывать по всей стране специализированные центры. Они будут производить образцы инновационной продукции. Впрочем, серьезно упростить жизнь венчурным бизнесменам они вряд ли смогут. Без совершенствования стандартов, техрегламентов и экономического законодательства далеко в инновационном развитии продвинуться не удастся.
Глава государства потребовал от правительства в срок до 1 октября представить предложения, расширяющие полномочия Фонда Бортника, занимающегося содействием развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Поручение президента позволит ему распределять гранты среди инноваторов.
Фонд также сможет открыть специализированные центры в разных регионах России. Они будут оказывать малым инновационным компаниям услуги в виде производства образцов инновационной продукции, приобретения оборудования, а также сертификации и патентования, в том числе и международного. Источник, близкий к президентской комиссии по модернизации, рассказал, что инноваторы помимо прочего смогут получать в таких центрах консультации по патентованию: «Это сложная запутанная система. В Москве с ней разобраться проще. А, к примеру, где-нибудь в регионе изобретателю получить консультацию на этот счет почти невозможно».
Председатель наблюдательного совета фонда Иван Бортник в беседе с корреспондентом «НГ» пояснил, что президентское поручение направлено на создание центров прототипирования. По словам Бортника, инвесторы, прежде чем вкладывать в венчурный проект, просят представить им макет и опытный образец инновационной продукции: «То есть инноватору нужно для начала создать образец дизайна, фотошаблон, печатную плату». Между тем у начинающих изобретателей не всегда бывают средства для создания опытных образцов.
Бортник объяснил, что соответствующие предложения будут разработаны совместными усилиями нескольких ведомств Минобрнауки, Минэкономразвития, «Роснано» и Российской венчурной компании к октябрю. По его словам, необходимо предоставить такое обоснование, чтобы убедить Минфин в необходимости реализации этой идеи.
Между тем Бортник уверен, что одного центра на всю страну будет недостаточно. Нужно создать не менее 30. Однако все будет зависеть от финансирования, которое будет выделено для реализации проекта. «Если у нас будет миллиард рублей, мы сможем создать один-два центра, если больше – то все 30», – говорит Бортник. Первый центр, по словам главы фонда, уже образован при поддержке Минобразования, Минэкономразвития и «Роснано» в Зеленограде. В нем будут создаваться прототипы микроэлектронной и наноэлектронной продукции. Бортник уверен, что центр сможет обслуживать и сколковские задачи: «Компании, зарегистрированные в виртуальном Сколкове, будут иметь в Зеленограде научную базу для создания прототипов». Изобретателям, по словам Бортника, не придется преодолевать бюрократические препоны. Они просто-напросто смогут отправить свои наработки по Интернету, которые затем будут превращены в опытные продукты.
Впрочем, не всем инноваторам смогут помочь подобные центры. Гендиректор холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед рассказал корреспонденту «НГ», что его предприятие занимается разработкой материала для авиации: «Чтобы попасть в какое-то авиационное изделие, нам надо выдержать три года испытаний и изготовить 60–70 тысяч образцов этого материала». И хотя Меламед уверен, что идея основать центры прототипирования правильная, но, к примеру, таким высокотехнологичным наработкам она не поможет: «Я должен убедить авиаторов, что вложиться в меня на три года - допустимый риск. Что в итоге они получат эту продукцию и смогут быть более конкурентоспособными. Такое никакой фонд не оплатит».
Здесь проблема более глобального порядка, уверен Меламед. Продвижение изобретений тормозит отсутствие современных стандартов и техрегламентов. Сейчас процесс совершенствования законодательства в этой сфере продвигается не слишком быстро. Еще одна проблема – отсутствие спроса на инновации. Ее можно решить лишь развитием конкурентной среды. У бизнесменов должно сформироваться понимание, что они смогут продвинуть свою продукцию только в том случае, если она будет более высокотехнологичной. Пока же необходимости в этом, они, судя по всему, не чувствуют.
Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова считает, что сдвинуть с мертвой точки процесс обновления стандартов и техрегламентов должна конкуренция: «Оптимальный вариант, когда компании будут предлагать стандарты, которые позволят создавать продукцию, пользующуюся массовым спросом». Саму же конкуренцию, на взгляд Орловой, должен стимулировать Кремль. По ее словам, необходимо изменить государственную политику в вопросе регулирования рынков. Она должна быть направлена на частичные ограничения для крупного бизнеса, чтобы дать свободу действий мелким и средним компаниям. Также необходимо принять системные институциональные решения, которые бы создавали понятные и прозрачные правила игры.