Рашида Нургалиева обяжут отчитываться перед гражданами за работу милиции.
Фото PhotoXPress.ru
В конце этой недели президент Дмитрий Медведев вновь займется реформой МВД. По информации «НГ», на совещании в пятницу он обсудит основные положения нового закона о милиции. Разработчики проекта уверены, что глава государства не должен ограничиваться реформированием ведомства. Без трансформации других силовых структур – труды пропадут даром. В Кремле между тем опасаются, что полномасштабная модификация правоохранительных органов приведет к дестабилизации в стране.
Очередное совещание по реформе МВД в графике главы государства намечено на пятницу. Августовское заседание глава государства анонсировал на недавней встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым. На ней президент заявил, что подписал ряд законопроектов, в которых, как он выразился, «присутствует закручивание гаек» в отношении милиции.
Как ожидается, на пятничном заседании глава государства подпишет указ о новой структуре МВД. Он также намерен обсудить основные положения нового закона о милиции. Один из разработчиков этого документа депутат Госдумы Александр Гуров в беседе с «НГ» сообщил, что новый закон ориентирует милицию на уважительное отношение к обществу, которое она должна защищать: «Во главе угла – человеческая личность, в проекте закона много сказано об уважении прав и свобод граждан». По словам Гурова, разработчики документа долго спорили, можно ли отнести МВД к сфере услуг. Еще один основополагающий принцип законопроекта – общественный контроль над деятельностью блюстителей правопорядка. В документе оговаривается, что между милицией, обществом и гражданами должно быть налажено тесное взаимодействие.
В документе особое внимание также уделено решению кадровой проблемы и обеспечению прозрачности работы ведомства.
Гуров отмечает, что реформа ведомства назрела давно. Она не проводилась аж с 1967 года. Однако одним лишь принятием нового закона о милиции должный импульс перестройке придать все равно не удастся. «Даже если реформа пройдет успешно – это скорее будет похоже на болотную ряску, которую расчистила светлая вода. Однако уже вскоре заросли вновь покрыли очистившуюся воду», – метафорически оценил перспективы президентской инициативы парламентарий. На его взгляд, эффект от реформы будет испорчен, если параллельно не заняться преобразованием всех остальных правоохранительных органов. Гуров уверен, что по аналогии с милицией правильно было бы добиться прозрачности ФСБ, Генпрокуратуры, МЧС, ФСО и других силовых структур, а также судов. С коллегой согласен депутат Госдумы от фракции КПРФ Вадим Соловьев: «Необходимо реформировать всю правоохранительную систему с тем, чтобы она защищала интересы народа и боролась с преступностью и терроризмом. К примеру, нужно найти новую модель работы МЧС. К борьбе с пожарами ведомство оказалось не готово».
В Кремле, как удалось выяснить «НГ», придерживаются противоположной точки зрения. Источник «НГ», близкий к администрации президента, рассказал, что реформа МВД стала ответом на общественный запрос. В какой-то момент обнаружилось, что милиция не защищает, а нарушает права граждан. Преобразования в ведомстве, по его словам, автоматически расшатывают его. Мысль о том, что и другие силовые структуры нуждаются в трансформации, имеет право на существование. Иное дело, что одновременная перетряска всех правоохранительных органов – ФСБ, Генпрокуратуры, судов – может поставить под удар столпы российской государственности. Президент, по словам собеседника «НГ», это понимает. «С одной стороны, глава государства отдает милицию на суд общества. С другой – всячески старается повысить авторитет судебной системы. Суд, в его понимании, должен заслужить право стать истиной в последней инстанции, исполнять роль основополагающего института, стать надежным арбитром во взаимоотношениях между властью и обществом», – объяснил мотивацию Медведева собеседник «НГ». Кстати сказать, на последнем заседании Президентского совета по правам человека в мае Медведев довольно жестко отразил нападки правозащитников на российские суды.
Президент, по сути дела, пытается заимствовать западный опыт совершенствования системы судов, где их авторитет считается непререкаемым, и других правоохранительных органов. Между тем депутат Соловьев сомневается, что европейская практика приживется на российской почве: «Одно дело, как устроена работа полиции в Финляндии, и совсем другое в такой огромной стране, как Россия. Финский опыт для нас будет бесполезен. Ведь одна из функций той же милиции оберегать целостность нашей страны, единство регионов с федеральным Центром, в чем нет необходимости в Финляндии».
Глава секции правоохранительных органов экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Валерий Борщев считает опасения Кремля напрасными. На его взгляд, реформа всех остальных силовых структур не менее важна, чем трансформация МВД, и устойчивости политической системы она не угрожает. Впрочем, сосредоточиться он предлагает на преобразовании судебной системы. Суды, по его словам, потеряли авторитет: «Количество обвинительных приговоров сейчас даже больше, чем в советское время». «Без преобразования суда мы не сможем как следует реформировать ни одну силовую структуру», – заключил правозащитник.