Американские эксперты «НГ» прокомментировали ситуацию в Киргизии, потенциальные совместные действия России и США в центральноазиатской стране, и рассказали, как за океаном воспринимается позиция, которую в кризисе заняла Москва.
Дэвид Крамер, старший научный сотрудник Германского фонда Маршалла, помощник госсекретаря США в администрации Джорджа Буша-младшего (Вашингтон)
Трагическая ситуация в Киргизии стала испытанием для всего международного сообщества, с учетом того, что число убитых оценивается в сотни, если не тысячи людей, а ранено было еще больше. К сожалению, международное сообщество не прошло это испытание. ОДКБ, как оказалось, не захотела вмешиваться, Россия решила не делать этого в одиночку, и ни США, ни НАТО не заинтересованы в том, чтобы застрять в Ферганской долине. США и Россия поддерживали тесный контакт по вопросу ситуации в Киргизии, но, похоже, ни у того, ни у другого правительства нет понимания, как выйти из положения. При этом Вашингтон и Москва, похоже, внимательно следят за действиями друг друга. Какое-то международное вмешательство или присутствие миротворцев, возможно, потребуется. Но пока трудно сказать, откуда возьмутся людские ресурсы для такой операции.
Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона (Вашингтон)
Решение российского правительства не посылать военные подразделения в Киргизию, как этого требовала временный президент Роза Отунбаева, успокоило администрацию Обамы. Даже при наличии самых добрых гуманитарных намерений у Москвы прибытие российских войск в Киргизию накануне визита президента Дмитрия Медведева в США практически неизбежно вызвало бы критику в адрес президента Барака Обамы. Причем не только от оппонентов-республиканцев, но и некоторых демократов, которые обвинили бы Обаму в бездействии перед лицом российского неоимпериализма. Очевидно, США предпочли бы, чтобы любое присутствие российских миротворцев в Киргизии осуществлялось под эгидой международной организации. Администрация Обамы приветствовала бы возможность совместного сотрудничества с Россией в Киргизии, но не хотела бы направлять туда военные силы.
База Манас имеет важнейшее значение для снабжения США и их натовских союзников в Афганистане. И Вашингтон приветствовал бы совместные договоренности с Москвой, которые бы гарантировали, что статус базы не будет оспариваться прямо или косвенно Россией или ее киргизскими друзьями.
Роберт Легволд, почетный профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк)
Соседи Киргизии, а именно участники ОДКБ, должны были бы действовать в самом начале столкновений, а это требует российского лидерства. Международному сообществу, то есть ООН, следовало бы подключиться к этим усилиям, а для этого необходима координация между Россией, США и КНР. Трагической ситуации позволили загноиться, и была безрассудно упущена возможность продемонстрировать сотрудничество между великими державами, а не их соперничество в управлении кризисами на постсоветском пространстве. Еще не поздно организовать совместный региональный и международный ответ, но за промедление уже заплачена трагическая цена.
Эндрю Качинс, директор Программы России и Евразии, Центр стратегических и международных исследований (Вашингтон)
С самого начала дестабилизации в Киргизии в апреле Вашингтон и Москва по согласованию с другими международными игроками пытались сотрудничать, чтобы погасить конфликт. Но межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, произошедшие в этом месяце в районе города Ош в Ферганской долине, трагически продемонстрировали, что готовность внешних сил вмешаться в ситуацию имеет пределы. Российское и американское правительства, кажется, скорее намерены защищать свои военные базы на севере, надеясь на то, что беспорядки на юге Киргизии сами улягутся. Эмиссар Госдепа США в регионе Роберт Блейк призвал провести международное расследование, но эта мера представляется слабой на фоне масштабов насилия. Остается только догадываться, насколько долго удастся сохранять терпение Узбекистану, если узбеки и дальше будут слабой стороной в столкновениях.
Андерс Ослунд, старший научный сотрудник, Институт Петерсона по международной экономике (Вашингтон)
В Киргизии слабые службы безопасности, что объясняет, почему два небольших восстания привели к изгнанию двух президентов. Стране требуется поддержка извне, чтобы обеспечивать внутреннюю безопасность. Потребности небольшие, поскольку в Киргизии нет организованной вооруженной оппозиции. Вмешательство одного государства вызвало бы подозрения в двойственности мотивов, а привлечение соседей исключено, так как они захотели бы присвоить часть киргизской территории. Как США, так и Россия имеют в регионе достаточно войск, но если любой из них станет действовать в одиночку, он может легко натолкнуться на общее противодействие. Лучшим вариантом было бы предложение со стороны России и Америки временному правительству совместно направить силы по обеспечению безопасности. Это был бы общий проект по стабилизации Центральной Азии, соответствующий отличным отношениям между Медведевым и Обамой.