Российская общественность активно обсуждает идею модернизации системы МВД. При этом для значительной части милицейских чиновников сама мысль о реорганизации органов внутренних дел представляется едва ли не кощунственной и угрожающей устоям государства.
В этой связи стоит напомнить, что в нашей стране существует богатая практика реформирования полицейско-милицейских ведомств. Настолько богатая, что есть основания говорить о МВД как об одном из наиболее часто (разумеется, в относительном историческом времени) реформируемом государственном институте.
Едва ли не каждый российский государь начиная со времен Александра Павловича считал своим долгом внести изменения в структуру или функционал МВД. В эпоху своего наивысшего имперского расцвета российское Министерство внутренних дел фактически сочетало в себе функции полицейского ведомства и нынешней администрации президента РФ (в части управления внутренней политикой и кадровой ротацией губернаторского корпуса). Вероятно, если бы Владислав Сурков оказался при дворе Николая Первого или Александра Третьего, то он скорее всего носил бы мундир и фуражку чиновника МВД.
В советский период система органов внутренних дел находилась в состоянии перманентного реформирования. Приблизительные подсчеты показывают, что только за время правления Сталина система НКВД-МВД реформировалась в кадровом и функциональном отношении не менее трех раз. Советскую милицию, например, то сливали в один наркомат с органами госбезопасности, то разделяли вновь. При этом вождь всех народов так и не мог окончательно определиться, кто кому должен подчиняться – милиционеры чекистам или наоборот. Эта дилемма была решена уже после смерти Сталина и ареста всесильного шефа МВД Лаврентия Берии.
История российского опыта модернизации Министерства внутренних дел показывает, что реформировать МВД – совершенствовать функционал и кадровый состав полицейского ведомства – следует регулярно. В противном случае эффективной работы этой организации (прежде всего в сфере охранительной политики) достичь невозможно.
Практика российской полицейской модернизации показывает также, что МВД – это жестко организованная система: она управляется централизованно, статус и функции ее элементов формально закреплены. Такая система ориентирована на выполнение приказа, на обеспечение единства действий, концентрацию и мобилизацию ресурсов, а не на плюрализм мнений, вариативность реакций и связанные с ними эксперименты и поиски. Надеяться на самореформирование такой системы, на то, что она сама себя очистит от «оборотней в погонах» («классово чуждых элементов», «врагов народа», «расхитителей социалистической собственности» – нужное подчеркнуть), – иллюзия, прикрывающая показушную суету и имитацию реформ.
Серьезное реформирование органов внутренних дел, тем более испытывающих кризис жестко организованных систем, возможно лишь извне. В нашем сегодняшнем случае речь может идти о создании специального комитета по реформированию МВД при президенте РФ, то есть инстанции, задающей внешние и обязательные для МВД условия преобразований. Именно на этот комитет должна быть возложена разработка концепции и стратегии реформы системы органов внутренних дел, проведение экспериментов на местах, руководство реализацией реформы и организация внешнего контроля за ее осуществлением.
Цель любой реформы МВД – оптимизация полицейской системы, приведение ее в соответствие с изменяющимися условиями существования, а не ее разрушение или чистка кадров, имитирующие перемены в угоду политико-идеологической конъюнктуре.
Стратегические задачи модернизации российского общества (и как части ее – системы МВД) указывают на то, что ключевым, системообразующим элементом реформы является работа с кадрами. Она должна включать в себя систему профессионального отбора и санации органов, прозрачную систему оценки деятельности сотрудников МВД, систему их социальной поддержки и правовой защиты и быть ориентирована на то, чтобы выявить, сохранить и продвинуть в органах внутренних дел лучших работников.
При этом приоритетами новой кадровой политики должны быть те структурные подразделения МВД, которые непосредственно взаимодействуют с населением: службы участковых, патрульно-постовой службы, автоинспекции. Именно их ошибки, непрофессионализм и злоупотребления формируют у граждан негативный образ не только милиции, но и власти в целом, порождают страх и недоверие к ней, провоцируют конфликтные ситуации.
Реформирование системы работы с кадрами как центрального звена в реформе МВД затрагивает и вопросы подготовки сотрудников органов внутренних дел в учебных заведениях и повышения их квалификации. Кадры, подготовленные в учебных заведениях МВД, вызывают большое число нареканий. К самим этим учебным заведениям и практике отбора в них прочно прилип ярлык «насквозь коррумпированных». В то же самое время в другом силовом ведомстве – ФСБ – используется несколько иная модель подготовки кадров, дающая не идеальные, но гораздо лучшие результаты.
Представляется, что имеющаяся в советской истории практика «обмена инфраструктурным опытом» милицейских и чекистских ведомств может сегодня стать одним из инструментов реализации очередной модернизации МВД России. Тем более что конечной целью любых российских либеральных реформ является создание всего лишь более эффективных охранительных институтов.