Юрий Шевчук призвал россиян к морально-нравственному противостоянию властям.
Фото РИА Новости
Свое выступление 7 марта в «Олимпийском» питерский рок-музыкант Юрий Шевчук закончил почти 10-минутным спичем, в котором обрушился на власть с серьезными обвинениями. Петербургский актер театра и кино Алексей Девотченко подхватил эстафету, разместив на своей странице в Интернете призыв к коллегам не участвовать в пропагандистских программах и мероприятиях. Демарш актеров не выглядит революционным - скорее, речь идет о морально-нравственном противостоянии власти. Эксперты «НГ» увидели в случившемся отражение новых тенденций в политике: прежде всего появление ее самой – в наиболее публичной форме из всех возможных.
Юрий Шевчук заявил своим зрителям, что будущее страны зависит от них: «Система выстроила сейчас у нас в стране жестокую, жесткую, бесчеловечную власть. Народ мучается не только в тюрьмах и лагерях, но и в детских домах, больницах. Сколько сейчас беды... Ну вот, допустим, Ходорковский со своим другом – сколько можно уже их парить, они уже давно все долги отдали... А с другой стороны... сколько сволочи во власти кормящихся, в погонах и с мигалками в башке, грабят нас, сбивают нас на дорогах, расстреливают в магазинах, и никто за это по большому счету не поплатился».
Заслуженный артист России Алексей Девотченко призвал коллег «не принимать участия в съемках заведомо ура-патриотических, шовинистических, антисемитских и восхваляющих Сталина кинокартинах и телесериалах, не принимать участия в записи закадрового текста к официозным, пропагандистским и агитационным документальным фильмам и роликам, не участвовать ни в каких театрализованных праздниках, организуемых Кремлем, Смольным, «Единой Россией».
Актер предложил бойкотировать главные телеканалы страны, а также правительственные концерты «всех уровней», не участвовать, «тем более в корпоративных праздниках... ФСБ, МВД, «ЛУКОЙЛа», «Газпрома». Оба актера не впервые выступают против власти. Девотченко, в частности, в конце 2007 года жестко раскритиковал так называемое письмо четырех Владимиру Путину, в котором режиссер Никита Михалков, скульптор Зураб Церетели и другие деятели культуры от имени 65 тыс. творческих работников просили Владимира Путина остаться на третий президентский срок. После чего лишился работы в Александринском театре.
Девотченко хорошо понимает, от чего он призывает отказаться своих успешных коллег-актеров. Но он уверен: «ЭТИ деньги пахнут нечистотами тюремных камер, смрадом неухоженных больниц и приютов для бездомных, прогорклым дымом сгоревших памятников архитектуры, исторических зданий, клубов, домов престарелых. И потом омоновских сапог...»
Совместное по факту выступление Шевчука–Девотченко и вызванная им дискуссия отражают новое явление в политической жизни страны. Несомненно, экономический кризис обостряет восприятие людей, прежде обращавших мало внимания на признаки привычной бытовой несправедливости. В обществе срабатывает защитная реакция: митинги все чаще приобретают политический характер, становятся все многочисленнее. А поводы для них становятся все конкретнее – высокие тарифы, льготы для VIP-персон, коррупция.
Шевчук и Девотченко назвали своими именами то, о чем думают сегодня все больше людей, уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Власти довели страну до последней стадии. Еще год назад я знал людей, которые с гордостью говорили: да, я голосую за «Единую Россию», да, я член «Единой России»... Сейчас в обычной тусовке проще признаться в нетрадиционной сексуальной ориентации, чем в поддержке партии власти. Раньше люди, далекие от любой политики, смотрели на меня удивленно: слушай, а чего ты ругаешь кого-то, ведь все хорошо! Сегодня они осознали, что нынешняя стабильность может закончиться через несколько лет – и самым кошмарным образом. И они испугались, и они понимают, что все эти люди из «Единой России», из телевизора, эти омоновцы и фээсбэшники просто сядут в самолет и улетят в свои замки в Швейцарии или переселятся в закрытую резервацию, которую будут охранять пушками и пулеметами, типа Рублевского шоссе. А они останутся здесь без денег, без еды, с разрушенной коммуналкой, с совершенно обезумевшими выходцами из Средней Азии и Кавказа».
Эти ощущения, подчеркивает эксперт, заметно усилились «буквально за последние полгода»: «Растет чувство тотальной лжи, с которой все привыкли мириться за счет роста благосостояния. Сначала был кризис, а когда людям объявили, что он закончился, все хорошо и теперь будет еще лучше, а люди по-прежнему живут невыносимо, а то и с каждым днем все хуже, возникает ощущение наглого беспредела и абсолютного безумия руководства».
Интеллигенция как наиболее чувствительная часть общества улавливает общую атмосферу. По мнению Делягина, вряд ли товарищи Шевчука и Девотченко последуют их примеру, вряд ли откажутся, к примеру, от корпоративов, но при этом будут «держать огромную фигу в кармане»: «А что может сотворить скромный осветитель с человеком, которого снимают, я думаю, вы понимаете прекрасно. Я в 2001 году увидел, к примеру, на экране ТВ совершенно зеленого Путина... В общем, политика возвращается, делая общество гражданским не только по определению, но и по существу».
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский отмечает своеобразие процесса, который Делягин называет возвращением политики: «Это не политика. Это художественная среда, в которой принято быть левым. Художнику лучше быть левым, чтобы сохранять профпригодность, а политику лучше быть правым. Исключения есть, но они бывают редко. Борхес, Розанов тоже были правыми, но, как правило, художники скорее левые, чем правые. И это еще не революция. Революция будет, когда у Никиты Михалкова кончатся деньги на патриотизм и он объявит себя западником».
Между тем Павловский отмечает закономерность выступления актеров и связывает его с активизацией среднего класса в стране: «У среды молодой, университетской, образованной прорезаются зубки. Это не просто нормально, а очень нормально – потому что режим, который клянет Шевчук, действовал 10 лет и стал колыбелью для этой среды. Средний класс вырос, и он требует своего, в особенности молодой средний класс. Можно, конечно, сказать, что для художника более естественно не призывать других занять политическую позицию, а самому творчестве отразить свои взгляды. Вместо того чтобы призывать других к политическим действиям, Шевчук просто написал бы песню...»
Такие заявления, уверен Делягин, будут множиться: «Сейчас начинается чисто политический проект, идет либеральное наступление тех, кто отстаивает истины начала 90-х. Здесь и попытка реабилитации Гайдара в связи с его смертью. А до этого депутат Андрей Макаров призвал к ликвидации МВД, и тогда же была совершенно истошная истерика у председателя Конституционного суда Валерия Зорькина в «Российской газете», потому что он почувствовал это первым. Потом – записи в блоге Татьяны Юмашевой».