В конце января должно состояться заседание межведомственной комиссии по уточнению людских потерь нашей страны во время Великой Отечественной войны. Эта комиссия, состоящая из представителей Минобороны, МВД, ФСБ, Росстата, Росархива и других государственных и общественных организаций, должна подвести предварительные результаты своей работы. Ее главная цель – установить максимально точное число погибших, умерших от ран и пропавших без вести в годы нашей борьбы против немецко-фашистской агрессии. Затем эта цифра будет утверждена специальным постановлением правительства и станет официальной.
Об этом на вчерашней пресс-конференции заявил член данной комиссии, начальник управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майор Александр Кирилин. «Споры по поводу этой цифры, безусловно, еще будут, – сказал генерал. – Их прекратить невозможно. Но можно и нужно остановить политические и исторические спекуляции вокруг нее». Вряд ли это будет сделано в виде специального закона, вроде пресловутого законопроекта, внесенного в Государственную Думу единороссами Борисом Грызловым, Сергеем Шойгу, Павлом Крашенинниковым и Владимиром Плигиным, об уголовном преследовании за отрицание победы СССР во Второй мировой войне, который, кстати, был отклонен правительством. Но тем не менее впервые за последние 65 лет будет представлено официально признанное государством число наших жертв, положенных на алтарь Великой Победы.
Число общих потерь Советского Союза против гитлеровской Германии всегда было в центре политических дискуссий. В самом конце войны тогдашний руководитель страны Иосиф Сталин заявил, что на фронтах Великой Отечественной мы потеряли 7 миллионов человек. Но эти данные относились только к безвозвратным потерям Красной армии, которые и сегодня после тщательных поисков и подсчетов по архивам военного ведомства, по донесениям командиров и начальников штабов частей и соединений, участвовавших в боях за освобождение Советского Союза, государств Восточной Европы, Китая и Кореи от иностранных захватчиков, не сильно отличаются от тех данных. По версии военных, они равны 8 миллионам 860 тысячам человек. Что, кстати, во многом подтверждает и электронная база данных, размещенная в Интернете.
Есть цифра потерь, озвученная когда-то первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Он говорил о 20 миллионах погибших. Но это относится к общим потерям страны в период Великой Отечественной. Сегодня военные историки, в том числе и группа исследователей под руководством профессора Академии военных наук генерал-полковника Григория Кривошеева, проделавшая колоссальную работу в архивах, настаивают на цифре в 26,6 миллиона потерь. Эти данные впервые были опубликованы в книге, вышедшей под редакцией Кривошеева в издательстве «ОЛМА-Пресс» в 2001 году, «Россия и СССР в войнах XX века». Томик, где собраны статистические данные по всем архивам, в том числе и зарубежным, уже выдержал несколько изданий. Последнее, дополненное и несколько исправленное, должно выйти из печати в ближайшие месяцы перед Днем Победы. Но, как утверждает генерал Кирилин, окончательная цифра общих потерь в ней не претерпит существенных изменений. Разве что будут уточнены данные по безвозвратным потерям на фронтах. Дело в том, что военные считали только бойцов действующей армии, но не учитывали погибших в других воинских формированиях. Например, в железнодорожных войсках, в войсках охраны тыла, в милицейских формированиях, в подразделениях войск связи, что выезжали на фронт в сопровождении генералов из Генерального штаба, других подразделений.
Не сильно изменят эти данные, говорит Кирилин, и сведения о 5 миллионах 65 тысячах пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной или в фашистских лагерях смерти. Дело в том, что большинство подобных лагерей располагались в западной части Германии, освобожденной нашими союзниками – воинами антигитлеровской коалиции. И очень многие граждане СССР, особенно из западных областей Украины и Белоруссии, из республик Прибалтики, да и те, кто не ожидал для себя ничего хорошего от возвращения на родину, уехали в США, в Южную Америку, в Австралию и Новую Зеландию. Судьба большинства из них до сих пор неизвестна. И стоит задача – прояснить ее. Этим сейчас занимается совместная межправительственная российско-американская комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Вашингтон уже передал Москве из своих архивов 6200 листов документов, посвященных этой теме.