Вице-премьер Сергей Иванов, возможно, получит новые полномочия.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Месяц назад Дмитрий Медведев в своем втором Послании Федеральному собранию предложил необычное кадровое решение – ввести должность «лично ответственного» за положение дел на Северном Кавказе. Назначение все еще не состоялось. По информации «НГ», проблема в том, что президент и премьер пока не договорились о круге полномочий нового должностного лица и о возможной кандидатуре на этот пост. В качестве потенциального кандидата, например, рассматривается вице-премьер Сергей Иванов, но есть и другие достойные претенденты.
В Послании Федеральному собранию северокавказскую тематику Дмитрий Медведев выделил в отдельный блок. Глава государства перечислил приоритетные задачи. Которые, на его взгляд, и должны быть решены в самое ближайшее время. К примеру, неэффективное расходование федеральных денег, безработица, особенно среди молодых людей, массовая бедность, достигшая чрезвычайных масштабов, многочисленные беженцы, коррумпированность и клановость. «Должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе. Разумеется, он должен обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ на данном направлении. Такой человек появится», – пообещал президент.
После выступления Медведева перед парламентом 12 ноября на сайте Кремля был опубликован список поручений президента по реализации Послания. Заметим, что пункта о новом чиновнике, несущем ответственность за Кавказ, в них не было. С тех пор минул почти месяц, однако ясности в вопросе о том, что это будет за должность и кого на нее назначат, так и не появилось. Источник «НГ» из окружения президента Медведева рассказал, что обсуждается возможность ввести в правительстве должность вице-премьера по Кавказу, который будет располагать огромным бюджетом и всеми необходимыми полномочиями. Другой околокремлевский источник «НГ» знает, что должность будет называться так: спецпредставитель президента по проблемам Северного Кавказа. Правда, пресс-секретарь президента Наталья Тимакова в беседе с «НГ» отметила, что это не обязательно будет вице-премьер: «Пока обсуждается позиция, в которой этот человек будет работать, и его персоналия». Заметим, впрочем, что сразу же после оглашения Послания помощник президента Аркадий Дворкович обронил: это должен быть «человек из правительства, имеющий достаточно полномочий, чтобы давать указания министрам и губернаторам».
В прошлом наместником на Кавказе был генерал Ермолов. Фото с сайта www.gorod-grozny.ru |
Тот же близкий к Кремлю источник «НГ» сообщил, что «президент и премьер пока не могут договориться насчет кандидатуры». Так что весь прошедший месяц в верхах циркулировали самые разнообразные версии по этому поводу – от самых абсурдных до звучащих вполне вероятно. Например, сразу после Послания пресса активно обсуждала возможность наделения президента Чечни Рамзана Кадырова полномочиями «смотрящего за Кавказом». Поводом стало присвоение главе республики звания генерал-майора милиции. Сейчас в качестве одного из потенциальных кандидатов в околопрезидентских кругах упоминается имя вице-премьера Сергея Иванова. В 2007 году его называли в числе преемников Владимира Путина на посту президента. Однако сейчас, занимая высокий пост в правительстве, в реальности Иванов фактически остался не у дел. И хотя должность наместника на Северном Кавказе в каком-то смысле может считаться «расстрельной», но ведь и тот, кто все-таки сможет достигнуть здесь определенных результатов, вполне может приобрести статус чуть ли не национального героя.
И очередь на этот пьедестал, по данным «НГ», уже не маленькая. Называются в частности вице-премьер Дмитрий Козак и замглавы МВД Аркадий Еделев. Менее вероятными выглядят фигуры бизнесменов с Северного Кавказа Михаила Гуцериева и Сулеймана Каримова.
На самом деле Медведев впервые за срок своего президентства с высокой трибуны заявил о том, что намерен произвести новое кадровое назначение. «До этого Дмитрий Медведев пользовался кадровыми наработками Владимира Путина», – отметил в беседе с «НГ» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Правда, эксперт не сомневается, что решение о введении новой должности принималось тандемом. По его словам, все дело в том, что премьер Путин пришел к следующему выводу: его ставка на Кадырова как на умиротворителя всего Северного Кавказа не сыграла. Главу Чеченской Республики, указывает эксперт, во многом дискредитировала ситуация вокруг братьев Ямадаевых. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который на днях опроверг версию о наделении Кадырова полномочиями наместника, также, считает Мухин, не смог стать опорной силой для Центра. Поэтому-то и появилась необходимость ввести новую государственную должность, цель которой – создать альтернативный центр влияния на Кавказе помимо существующего института региональных властей.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что новый чиновник будет выполнять лишь координирующие функции. Он должен будет распределять вверенные ему денежные потоки, сводить воедино деятельность силовиков, а также разрешать межклановые конфликты. При этом, на взгляд политолога, спецпредставитель президента едва ли будет выполнять те функции, которые в царской России были закреплены за генерал-губернаторами. «Он не сможет напрямую командовать силовиками, не сможет распределять деньги без ведома Минфина, не сможет снимать местных чиновников». С такой точкой зрения в корне не согласен Алексей Мухин. По его информации, на эту должность будет назначен военный специалист, пользующийся большим авторитетом среди коллег. Ему как раз и будет вверено управление силовиками на Кавказе. Плюс ко всему этот человек сможет распоряжаться огромными бюджетными средствами. Также на его плечи ляжет поддержание кадрового баланса в регионе.
Экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин в беседе с «НГ» предложил обратиться к опыту 1996 года. Для разрешения конфликта в Чеченской Республике тогда была создана специальная комиссия. «Неплохо было бы и сейчас создать государственную комиссию с серьезным аппаратом, которая вырабатывала бы единую политику на Кавказе и контролировала ее реализацию». А «смотрящий за Кавказом», по его мнению, как раз и должен быть назначен секретарем или председателем этой комиссии, и его необходимо наделить самыми широчайшими полномочиями.