Ресторан без вывески имеет странноватый полуподпольный вид.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Когда по просьбе группы товарищей префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь распорядился снять вывеску с шашлычной на Ленинградском проспекте, казалось, преуспевающему ресторану пришел конец. Однако – жив курилка. Более того: ничто не мешает его названию возродиться после выполнения формальностей. Вчера же глава президентского совета по правам человека Элла Памфилова осудила нашистов, пикетирующих квартиру правозащитника, вступившегося за вывеску.
Вчера корреспондент побывал на месте происшествия и убедился: заведение, лишенное вывески и от этого имеющее нелепый полуподпольный вид, отнюдь не пустует. Все также приходят сюда постоянные посетители, присаживаются у окна или в уголке, и ненавязчивая музыка не мешает им разговаривать.
Конечно, зал не ломится от клиентов, но время дневное. Говорят, вечером людей побольше. К тому же теперь случайные посетители, проезжая мимо и притормаживая, едут дальше в уверенности, что ресторан закрыт.
Напомним: история снятой вывески приобрела совсем скандальный характер после выступления в своем блоге правозащитника Александра Подрабинека, который резко высказался в адрес ветеранов, добивавшихся удаления «крамольного» названия с проспекта. Совладелец шашлычной Евгений Островский рассказывает о развитии событий недельной давности: «Мы сняли буквы «НТИ» из приставки «АНТИ» сначала сами. Через несколько дней в 10 вечера приехал кран, рабочие и милиция отвинтили остатки вывески и забрали – вроде как на хранение. Сейчас нам сказали, что нужно сделать колористический паспорт» (речь идет о цвете фасада здания - «НГ»). Собеседник «НГ» убежден: «Никаких политических, коммунистических устремлений у сегодняшних властей нет – есть желание заткнуть любых людей, которые говорят разумные экономические вещи».
Речь идет не об убеждениях ветеранов, говорит Островский, а о реакции власти: «Несомненно, она преследует исключительно личные, пиаровские цели и абсолютно рефлекторна. Важно упоминание фамилии Митволя в прессе – чтобы вызвать симпатии людей, которые думать не привыкли. Таких, к сожалению, 90%. Он все время кого-то защищает... Мне тоже очень много вывесок в Москве не нравится, но у меня же хватает ума не писать. Если мне не нравится какое-нибудь название, я туда просто не хожу. За всей этой чудовищной, бредовой историей стоит прямой ущерб бизнесу».
Островский признает, что доходы заведения чуть повысились «в силу известности шашлычной»: «Но сейчас они опять начинают идти вниз, поскольку первый вал народа в связи с повышенной известностью начинает успокаиваться немного, а люди ресторан не видят. Вечером его не видно».
Корреспондент поинтересовалась у префекта САО Олега Митволя: не повлияло ли на его решение высокое положение бывшего члена совета директоров ОАО «ГМК «Норильский никель» и бывшего высокопоставленного партийного чиновника советского периода Владимира Долгих, стоявшего во главе жалобщиков? Какого рода претензии предъявлены ресторану? «На пресс-конференции, – отверг подозрения «НГ» собеседник, – было много ветеранов. Они не все из «Норникеля». Выяснилось, что дело в формальностях: название не зарегистрировано, как положено. «По этой причине, – сказал «НГ» Митволь, – десятки вывесок снимается в день. Никаких вопросов к деятельности ресторана пока нет. Названия им пока никто не менял. Если документы будут оформлены, то какие будут вопросы на предмет установки (вывески – «НГ»)?! Есть разрешение – и все! Название у них есть. Ресторан работает, шашлычную никто не закрывал. Наоборот, они получили пиар. Будет разрешение на вывеску, вывеска будет висеть. Все. Это не моя тема – запрещать вывески».
Между тем возглавивший борьбу с вывеской председатель городского совета ветеранов Владимир Долгих от темы не открещивается. На днях, как рассказали корреспонденту в шашлычной, он появился там снова, удивленно воскликнул: «Как! Вы еще работаете?» После чего взял несколько визиток и удалился. В беседе с корреспондентом «НГ» он объяснил, что отрицательно отнесется к восстановлению вывески: «Мы же просили отменить ее, потому что под этим флагом собираются антисоветчики. Это люди, которые выступают против ветеранов, охаивают все, даже положительное, которое, безусловно, было во времена Советского Союза. Речь идет о пересмотре итогов и оценок ВОВ и т.д.» Корреспондент поинтересовалась – слышал ли ее собеседник лично подобные высказывания от кого-нибудь из посетителей шашлычной? «Я ничего не слышал. Но целый ряд ветеранов обращались, что вывеска на них производит отрицательное впечатление».
Оценку случившемуся дала вчера глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова: пикеты, которые проводят нашисты возле дома журналиста Подрабинека, «дискредитируют само движение». Ей не нравится очень многое из того, что говорит правозащитник, но он имеет право высказывать свою точку зрения: «И те люди, которые не разделяют его взгляды или возмущены глубоко, оскорблены теми или иными его высказываниями, у них есть право достойно ответить на это». «Нельзя отстаивать честь и достоинство недостойными методами в виде травли, в виде бессрочных пикетов у дома, потому что действительно это моральное давление», – добавила Памфилова. По ее мнению, «это давление для того, чтобы человек отказался от своих взглядов».