На бюджетах медицинских учреждений стремление регионов сэкономить скажется губительно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Грядущий год может стать годом окончательного провала приоритетных национальных проектов в регионах России. Достигнутые за последние 2–3 года, пускай скромные, но позитивные перемены в системе здравоохранения и образования страны, ставятся под сомнение новыми бюджетными стратегиями региональных властей. Итогом может стать паралич социальной инфраструктуры в российских регионах.
Несколько дней назад администрация Волгоградской области внесла на рассмотрение депутатов регионального Законодательного собрания несколько законопроектов, призванных модернизировать систему формирования межбюджетных отношений в 2010 году. В частности, областные чиновники предложили внести поправки в региональный закон о налоге на имущество организаций, а именно – отменить нулевую ставку налога на имущество для органов местного самоуправления и учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетов различных уровней. Другими словами, региональные власти намерены заставить платить налог на имущество школы и больницы, фактически, разоряя бюджеты муниципальных образований, на территории которых располагаются учреждения образования и медицины. Аналогичные поправки предполагается принять и в некоторых других субъектах РФ.
Стремление областных чиновников пополнить региональный бюджет за счет муниципальных средств (школы и больницы не имеют собственных средств для оплаты налога на имущество, следовательно, за них это будут делать бюджеты муниципальных районов и городов), очевидно, приведет не только к кризису бюджетной системы местного самоуправления. Вынужденные экономить, муниципальные власти (а большинство местных бюджетов являются дотационными) пойдут на сокращение дополнительных выплат работникам образования и здравоохранения, а то и на «укрупнение» (на самом деле – закрытие) медицинских и образовательных учреждений. И первая, и вторая меры в конечном счете приведут к обрушению социальной инфраструктуры сельской глубинки, сформированной в ее нынешнем виде во многом через механизм приоритетных национальных проектов.
За последние несколько лет через приоритетные нацпроекты в школы, поликлиники и больницы по всей стране были вложены огромные суммы, которые пошли на техническое переоснащение учреждений и повышение уровня жизни сотрудников. Однако при формировании региональных бюджетов на второй кризисный 2010 год власти в субъектах Федерации погружаются в порочный финансовый круг. Стремясь наполнить региональные бюджеты за счет налоговых поступлений, они фактически разваливают бюджетную архитектуру местного самоуправления. В итоге полученные таким путем средства придется все равно направлять на дотации в муниципальную социальную сферу, однако при этом подвергая угрозе демонтажа эту самую социалку, поднявшуюся на нацпроектных деньгах.
Некоторые эксперты в Волгоградской области уже предсказывают, что в случае принятия губернаторских поправок депутатами Волгоградской областной Думы оснащенные новым оборудованием сельские школы и больницы, возможно, вынуждены будут закрыться, положив начало процессу фактического банкротства сельского образования и здравоохранения. Такая же картина возникнет и в тех регионах РФ, где реформа областного налогового законодательства уже состоялась.
Деликатность ситуации с фактическим сворачиванием итогов приоритетных нацпроектов в регионах РФ в том, что практически во всех субъектах Федерации в региональных законодательных собраниях, утверждающих бюджетные законы, доминируют представители «Единой России». И если областные чиновники не смогут найти иной выход для решения проблем наполняемости региональной казны (помимо «раскулачивания» муниципальных бюджетов), то, по иронии судьбы, именно единороссам придется взять на себя ответственность за ревизию нацпроектов и фактическое обрушение социальной инфраструктуры в регионах России.