В Вашингтоне вынуждены несколько дней подряд отвечать на вопросы журналистов о том, что означают откровенные высказывания Джозефа Байдена. В понедельник пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс заверил прессу, что Байден поддерживает подходы президента Барака Обамы, изложенные лидером в Москве в начале июля. «НГ» попросила ведущих американских специалистов по России прокомментировать, не свидетельствуют ли слова Байдена о значительном сдвиге в оценке администрацией Обамы российского потенциала из-за кризиса и не повлечет ли это серьезных изменений в американской политике в отношении «ослабленной» России.
Стивен Сестанович, профессор, старший научный сотрудник, Совет по международным отношениям, Вашингтон
Любой, кто хоть раз слышал сенатора Байдена, когда тот возглавлял сенатский комитет по международным делам, знает, что он любит размышлять вслух о проблемах большой политики. Порой он слишком откровенный и неформальный. Однако его высказывания, сделанные на прошлой неделе, не подразумевают ни того, что взгляды на Россию изменились в худшую сторону, ни того, что в отношении Москвы последует ужесточение американской дипломатии. Не говорят ли многие русские тех же вещей, что сказал Байден? Что ваша страна, несмотря на высокую прибыль от продажи энергоресурсов, не модернизировала свою экономику, общество и государство? У некоторых высказывания Байдена вызвали негодование, но смысл слов вице-президента на самом деле очень позитивный: Россия, которая серьезно отнесется к собственной модернизации, станет более эффективным и уважаемым партнером США. А кто с этим не согласится?
Роберт Легволд, почетный профессор политологии, Колумбийский университет, Нью-Йорк
Я считаю, что высокопоставленные чиновники администрации Обамы совершают ошибку, если думают, а тем более публично заявляют, что Россия играет с плохими картами, и поэтому скорее всего будет более податливой в диалоге с США. Указанные Байденом трудности, с которыми сталкивается Россия, реальны, но администрация рискует ввести себя в заблуждение, если посчитает, что они заставят российское руководство заключать сделки на американских условиях. Высказывания вице-президента, вероятно, будут восприняты как выражение того, что на самом деле на уме у членов администрации Обамы, а слова президента США в Москве посчитают дипломатическим реверансом. Жаль, если так действительно получится.
Андерс Ослунд, старший научный сотрудник, Институт международной экономики Петерсона, Вашингтон
Комментарии вице-президента Джозефа Байдена о состоянии дел в России отражают очевидную правду. Трудно понять, почему они вызвали такую сильную реакцию в России. ВВП вашей страны составляет примерно одну десятую ВВП США, трудоспособное население РФ ежегодно сокращается примерно на 1%, в то время как тот же показатель в США прибавляет в год примерно по одному проценту. Российский банковский сектор загнан в угол, коррупция приобрела ужасающие масштабы. В таких обстоятельствах у США в любых переговорах с Россией, очевидно, будет очень серьезное преимущество. Зачем же стрелять в гонца? Более патриотичным было бы улучшать демографическую, правовую и экономическую ситуацию в РФ.
Эндрю Качинс, директор Программы России и Евразии, Центр стратегических и международных исследований, Вашингтон
Я бы не стал придавать слишком большое значение недавним комментариям Байдена по России. Хотя тон и содержание его высказываний в Wall Street Journal значительно отличались от заявлений президента Обамы, Джо Байден – это не Дик Чейни. У него гораздо меньшее влияние в администрации Обамы, чем было у вице-президента Чейни в администрации Буша. Я не верю, что его комментарии отражают изменение в американской политике в отношении России. Я также не думаю, что эти комментарии – часть выработанной стратегии «доброго полицейского и злого полицейского». Давно известно, что Джо Байден не лезет за словом в карман и не является дисциплинированным спикером. Может быть, я принимаю желаемое за действительное, но скорее всего это просто еще один случай, когда «Байден вел себя как Байден». С точки зрения аналитика, приведенный им список вызовов, с которыми сталкивается Россия, разумен, хотя и спорен, однако его прогноз скорее всего не имеет под собой хороших оснований. С дипломатической точки зрения (не говоря уже о психологической) эти комментарии, мягко говоря, можно назвать контрпродуктивными.
Маршалл Голдман, профессор, старший научный сотрудник, Центр Дэвиса по российским и евразийским исследованиям, Гарвардский университет, Кембридж, США
Вице-президенты редко попадают в новости. Джон Нэнси Гарнер, номер второй в администрации президента Франклина Рузвельта, в частности, сетовал, что этот пост «яйца выеденного не стоит». Но Байден стал очень активно выступать по американо-российским отношениям. Подвергнув критике политику экс-президента Джорджа Буша, Байден говорил, что Соединенным Штатам следует нажать на «кнопку перезагрузки» и работать с Россией. Однако в последнее время вице-президент отмечал, что ввиду внутренних проблем России (вспомните сидячую забастовку в Пикалеве) Вашингтону надо сильнее давить на Москву. Но с учетом собственных экономических проблем в Америке и заявлений президента Обамы в Москве более вероятно, что выступление Байдена надо воспринимать как обоснование причин, почему США и Россия должны сотрудничать, а не соперничать.