0
827
Газета Политика Интернет-версия

22.05.2009 00:00:00

Победить морских пиратов можно только на суше

Артур Блинов.
Зав. отделом международной политики "Независимой газеты"

Об авторе: Артур Александрович Блинов - заведующий отделом международной политики "НГ".

Тэги: пиратство, сомали


пиратство, сомали Антипиратская флотилия часто гостит в кенийском порту Момбаса.
Фото Reuters

В районе Аденского залива ныне практически постоянно находятся до 20 боевых кораблей разных стран, имеющих задачей борьбу с сомалийскими пиратами. Это эсминцы, фрегаты, сторожевики, а иной раз и такие крупные боевые единицы, как российский тяжелый крейсер «Петр Великий» или американский десантный вертолетоносец с морской пехотой на борту. В общем, целая эскадра.

Присутствуют силы стран НАТО, которые вместе с кораблями ряда других стран, в частности Японии, Кореи и других, в этом году сформировали специальную морскую группировку CTF151, имеющую своей главной задачей борьбу с пиратством. Эта группировка действует из Бахрейна, с базы американского 5-го флота. В Аденском заливе ныне находятся отдельные корабли или группы кораблей из России, Китая, Индии и некоторых других стран. Одним словом, интернациональная эскадра, правда без какой-либо общей координации действий. Не говоря уже о том, чтобы как-то делиться возможностями базирования или снабжения. Эта плавающая армада и является источником реляций о победах над пиратами.

Успехи есть, об этом говорят отчеты о стычках с пиратами и случаях их задержания. Но есть и другая статистика. Ее привели на только что прошедшей в Куала-Лумпуре международной конференции по борьбе с пиратством. Так, в 2008 году зафиксировано 111 пиратских нападений на торговые суда, главным образом в Аденском заливе, а в нынешнем, то есть меньше, чем за полгода, – 122. В этом году захвачено 29 судов, из них полтора десятка еще не освобождено, в плену находятся их команды – около 300 человек.

Недостаточную эффективность борьбы с пиратами, как правило, объясняют тем, что для действий вдоль сомалийского побережья протяженностью 1900 морских миль (3100 км) требуется в несколько раз больше боевых кораблей – до 140, а то и еще больше. Приспосабливаются к военному присутствию и пираты, они все дальше отплывают от берега, используют маломерные катера и суда-матки (плавучие базы).

Активность пиратов усиливается под давлением социально-экономических факторов. В стране, где ВВП на душу населения составляет менее 1 тыс. долл. в год, занятие пиратством приносит рядовому исполнителю до 10 тыс. долл. и обогащает воротил этого бизнеса. Считается, что за прошлый год пираты получили в виде выкупа за захваченные суда 30 млн. долл. Это самая крупная статья денежных поступлений в Сомали.

На важную особенность борьбы с сомалийскими пиратами обратил внимание шеф Пентагона Роберт Гейтс. Когда его подчиненные шумно рапортовали об освобождении американского контейнеровоза Maersk Albama, в ходе которого морской спецназ «израсходовал три патрона на трех пиратов», он заметил, что «убили-то подростков». Оставшийся в живых самый старший из пиратов 18-летний Абдувал Абдукадир Мусе на этой неделе предстал перед нью-йоркским судом. Гейтс не зря обратил внимание на «подростковый» характер сомалийского пиратства. Ведь у воротил этого рэкета, находящихся на берегу, никогда не будет нехватки в голодных подростках, готовых рискнуть собой в море.

Примечательно также поведение пяти пиратов, которых судят в голландском Роттердаме. Они, похоже, рады оказаться в Европе и собираются остаться в Нидерландах после отсидки в тюрьме. Поэтому не случайно многие страны не спешат принимать законы о наказании за пиратство.

Все это убеждает, что единственно эффективным способом борьбы с морским пиратством является уничтожение его корней на суше. На упомянутой конференции в Куала-Лумпуре почти наперебой звучали призывы сделать что-нибудь конкретное для стабилизации ситуации в Сомали. Ведь там со времени падения в 1991 году режима Сиада Баре сохраняется фактически почти полное безвластие. То, что мы понимаем как Сомали, ныне выступает в форме трех квазигосударств. На севере это Сомалиленд, наиболее благополучная и спокойная часть. На юге – собственно Сомали со столицей в Могадишо – там все еще продолжается гражданская война, в ходе которой созданное недавно правительство умеренных исламистов подвергается атакам со стороны исламистов крайнего толка. Промежуточное положение между ними – и на карте, и по степени стабильности власти – занимает Пунт-ленд, являющийся главной базой пиратов.

Необходимость воссоздания Сомали как единого государства очевидна. Задачу стабилизации в стране, как показал ход прошедших двух десятилетий, не способны решить самостоятельно сами сомалийцы. Видимо, этому могли бы помочь африканские страны, прежде всего страны региона и Африканский союз. Убедить их в необходимости таких действий и при возможности поддержать эти акции материально могла бы ООН. Без этого судоходные пути, по которым ежегодно проходит до 20 тыс. судов, никогда не будут безопасны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1560
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости