Андрей Воробьев готов модернизировать свою партию по советскому образцу.
Фото РИА Новости
В процессе подготовки к осенним выборам руководство «Единой России» намерено серьезно укрепить институт региональных секретарей. Партия сделает глав местных ячеек независимыми фигурами и приравняет их статус почти к губернаторскому. Как стало известно «НГ», в партии обсуждаются два проекта на этот счет: назначать на посты руководителей в регионах медийных партийных фигур или перевести секретарей на освобожденную основу.
«Единая Россия» решила не делать передышки в предвыборной кампании и начала готовиться к осенней серии выборов заблаговременно. Партийное руководство анализирует промахи, допущенные в мартовской кампании: осенью социально-экономическая ситуация в регионах еще больше ухудшится. Опасаясь снижения рейтинга партии власти, единороссы намерены поменять концепцию взаимодействия с региональными отделениями и губернаторами.
В партии пришли к выводу, что рассчитывать на ресурс глав регионов в кризисный период контрпродуктивно. Замруководителя центрального аппарата ЕР Валерий Гальченко в беседе с корреспондентом «НГ» сообщил, что на последних выборах партия проигрывала на местах именно из-за сомнительной позиции, а порой и откровенного противодействия глав регионов. Ситуация усугубляется еще и тем, что уровень доверия населения к губернаторам из-за ухудшения социально-экономической ситуации в регионах стремительно падает вниз.
По информации «НГ», в «Единой России» горячо обсуждаются две позиции насчет того, как повысить роль региональных секретарей и сделать их независимыми от местных властей и одновременно популярными фигурами. Первый проект – усилить позиции региональных секретарей в регионах за счет назначения на посты руководителей в регионах известных членов партии, преимущественно депутатов Госдумы. Отражением тенденции можно считать грядущее назначение руководителем тверского отделения ЕР Владимира Васильева, главу комитета Госдумы по безопасности. Его утверждение, сообщили «НГ» вчера в местной ячейке, состоится уже до майских праздников.
Второй проект – перевод секретарей на освобожденную основу, в полном соответствии старой советской традиции. «Я считаю, что было бы важно, чтобы один из членов политсовета – либо секретарь, либо его первый заместитель – работали на профессиональной основе», – сказал «НГ» Гальченко.
Главный аргумент в пользу второй позиции: в силу низкой степени ликвидности чисто партийной должности сейчас почти везде секретари совмещают ее с постами спикеров заксобраний. При этом секретарь совмещает сразу кучу обязанностей, не позволяющих ему сосредоточенно заниматься партийными делами и подготовкой к избирательным кампаниям. Кроме того, секретари в статусе спикеров хотя и являются вторыми лицами в регионах, однако независимую от губернатора партийную политику проводить не могут. Это существенно сужает их возможности для маневра во время избирательной кампании. Что наглядно продемонстрировали последние выборы в региональный парламент Тверской области и выборы мэра Мурманска, где партия власти потерпела сокрушительное поражение. Впрочем, руководитель исполкома ЕР Андрей Воробьев в беседе с «НГ» заявил, что ситуация, когда секретари совмещают несколько высоких постов, все же позволяет им проводить политику партии на местах и общаться с избирателями.
Между тем перевод секретарей на профессиональную основу позволил бы вплотную занять их партийными делами и существенно повысил бы их ответственность за результат на выборах в кризисный период. Впрочем, источник «НГ» в администрации президента объяснил, что пока на реализацию этой идеи в партии нет средств, так как зарплата у освобожденных секретарей должна быть адекватная.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский в беседе с «НГ» отметил, что у единороссов всегда была идея оградить региональные отделения от излишнего влияния местных администраций, вывести их из-под жесткого контроля и опеки местных элит и замкнуть вертикаль секретарей на федеральное руководство. Впрочем, на взгляд эксперта, тут возникает проблема придания статусности этой должности: «Если появятся должности освобожденных секретарей, тогда придется искать мощные фигуры с раскрученным имиджем, чтобы они не потерялись на политическом поле, либо заниматься раскруткой региональных секретарей, чтобы они превращались в публичных политиков».
А вот первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко уверен, что перевод секретарей на профессиональную основу не будет способствовать укреплению их самодостаточности и независимости: «В советское время региональные секретари ЦК КПСС были фактическими руководителями регионов, сейчас же вертикаль исполнительной власти доминирует над партийной. И эту конструкцию аппаратными методами изменить невозможно – нужны политические средства. Поэтому придется смириться с тем, что партийная вертикаль будет находиться в подчиненном положении».
Есть и другой аспект проблемы, не учтенный пока единороссами. При всех плюсах для имиджа партии нельзя не заметить общей тенденции, возникающей при любой попытке повысить рейтинг местного партбосса: его растущей независимости не только от местного руководства, но и от собственного, партийного. Поскольку повышение степени самостоятельности, как правило, сопровождается рождением инициатив, не всегда совпадающих с намерениями высшего руководства. Впрочем, тщательная селекция кадров в ЕР вряд ли допускает сегодня такую возможность.