Вчера Русская православная церковь (РПЦ) отметила праздник Светлого Христова Воскресения. Богослужение в московском храме Христа Спасителя совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Может быть, из-за того, что он впервые возглавил пасхальные торжества в сане Патриарха, служба казалась несколько более торжественной, чем раньше. Хотя Пасха как наиболее значимый церковный праздник и без того всегда отмечается с особой пышностью.
Из новых веяний в ходе богослужения – чтение отрывков из Евангелия на 18 языках мира, в том числе на арамейском (языке, на котором говорил Иисус Христос), латыни, современных европейских языках и даже на китайском. Этот эффектный ход был призван подчеркнуть универсальность православного христианства – ведь по словам апостола Павла, во Христе «нет ни эллина, ни иудея». В своем пасхальном послании глава РПЦ отдельно обратился к молодежи, призвав ее использовать свои таланты на благо ближних.
Накануне Пасхи, в Великий Четверг, Патриарх Кирилл сделал другой не менее красивый жест, совершив в Богоявленском Елоховском соборе обряд умовения ног. В ходе него разыгрывается сцена из Евангелия, когда Иисус Христос омыл ноги 12 ученикам во главе с апостолом Петром. Это символическое действо в свое время совершали Патриарх Пимен и духовный наставник нынешнего главы РПЦ митрополит Никодим (Ротов). Патриарх Алексий II умовения ног в Великий Четверг не совершал, хотя при нем в ряде епархий этот обряд и практиковался. Возрождение традиции, напоминающей о равенстве всех людей перед Богом, вызвало в обществе большой интерес, в немалой степени подогретый телевидением.
Кстати, о телетрансляциях. Понятно, что их смотрят те, кто сам в храм на пасхальное богослужение не ходит и довольствуется картинкой с закадровыми комментариями. Пасхальное богослужение динамично, а принесение Благодатного огня из храма Гроба Господня в Иерусалиме вообще представляется феерическим шоу. Дошло до того, что некоторых православных верующих стал смущать его нынешний размах.
Сошествие Благодатного огня преподносится телезрителям как чудо из чудес, затмевающее само Воскресение Христово. Между тем у многих есть сомнения в чудесной природе иерусалимского огня. Накануне Пасхи скептики обратились к главе РПЦ с открытым письмом, в котором просили дать оценку этому явлению и сегодняшней практике его чрезмерного почитания. Отвечая на это обращение, Патриарх Кирилл подчеркнул историческую значимость традиции принесения Благодатного огня, призвал молиться за мир Иерусалиму, однако ни словом не упомянул о чудесной природе самого явления. По мнению главы синодального Отдела по связям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, его физическая природа «нуждается в дополнительном исследовании».
Параллельно с дискуссией о Благодатном огне разгорелся жаркий спор о том, нужно ли придавать Пасхе статус государственного праздника. С такой инициативой выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктор Евтухов. Оставим без комментариев очевидное желание политика попиариться на теме защиты духовных ценностей. Пока ни президент Дмитрий Медведев, ни Патриарх Кирилл своего отношения к его инициативе не выразили. Представители общественности же разделились во мнениях. Одни заявляют, что придание Пасхе статуса официального праздника разделит общество по религиозному признаку; другие указывают, что во многих государствах мира Пасха имеет подобный статус и ничего страшного в этих странах не происходит; третьи утверждают, что праздник должен быть государственным, поскольку его так или иначе отмечают почти 90% россиян. Это данные последнего опроса ВЦИОМа, тогда как по сведениям МВД на пасхальные богослужения в ночь с субботы на воскресенье в храмы по всей России пришли около 4,5 млн. человек.
В этом разнообразном спектре мнений есть и такое, согласно которому церковные торжества ничего не выигрывают от того, что их объявляют всенародными. И не столь важно, от какого огня зажжена свеча в храме – от обычного или от привезенного спецрейсом из Иерусалима. Значения той великой жертвы, которую принес за всех нас Спаситель, это не прибавит и не умалит.