В некоторых случаях руководителям ведущих политструктур придется умалчивать о своей партийной принадлежности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В среду Госдума рассмотрит во втором чтении президентский законопроект о равном доступе парламентских партий к СМИ. Согласно внесенным поправкам, под действие закона теперь не подпадают репортажи о политиках и чиновниках, если не указана их партийная принадлежность. То есть репортажи с участием премьер-министра Владимира Путина и спикеров обеих палат Федерального собрания Сергея Миронова и Бориса Грызлова не войдут в общий зачет.
Законопроект об обеспечении равного доступа к электронным СМИ парламентских партий в межвыборный период, напомним, был инициирован президентом Дмитрием Медведевым. Глава государства включил его в десять шагов реформы политической системы, изложенной им в первом Послании Федеральному собранию.
На этой неделе документ, как ожидается, пройдет и окончательное, третье чтение. В процессе подготовки ко второму в текст проекта были внесены некоторые правки. К примеру, появилась норма о том, что претендовать на равное освещение своей деятельности в СМИ в будущей Думе смогут и малые партии, если получат представительство в парламенте. Как рассказал «НГ» источник в администрации президента, это положение предусматривалось на стадии подготовки документа к внесению в Госдуму. Однако вписать этот пункт тогда не представлялось возможным, так как к тому моменту еще не был принят президентский законопроект, гарантирующий малым партиям получение одного-двух мандатов, если они наберут на выборах от 5 до 7% голосов.
Есть и еще одна любопытная деталь. Освещением деятельности парламентских структур при мониторинге эфира не будут считаться материалы с участием лидеров, если в репортажах не указывается их принадлежность к партии. Иначе говоря, сюжеты с участием премьер-министра Владимира Путина, председательствующего в «Единой России», спикера Госдумы Бориса Грызлова, возглавляющего фракцию единороссов в парламенте, и председателя Совета Федерации Сергея Миронова, первого лица в «Справедливой России», не будут попадать в общий зачет. А значит, не будут нарушать права других парламентских партий, не имеющих своих представителей на высоких государственных должностях. Впрочем, есть в этой норме и один минус. Последняя прямая линия Путина с народом проходила под флагами «Единой России». Теперь же лидер единороссов, если не захочет, чтобы его аналогичное выступление вычиталось из партийного телеэфира, сможет вести диалог с населением только как российский премьер.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что это нововведение направлено персонально против лидера КПРФ Геннадия Зюганова: «О Владимире Жириновском еще можно будет рассказывать без привязки к ЛДПР, назвав его вице-спикером Госдумы. А вот Зюганова иначе как председателем ЦК КПРФ или руководителем одноименной думской фракции не назовешь. Эта ситуация из разряда тех, что происходят во время избирательных кампаний, когда Грызлова показывают как спикера, а не как главу высшего совета ЕР».
Таким образом, по мнению Макаркина, фиксируется реальное неравноправие партийцев в вопросе доступа к СМИ.
Кроме того, в документе расширен список лиц, подпадающих под действие закона. Если в первоначальной версии документа мониторинг должен был вестись в отношении депутатов Госдумы и региональных парламентов, то теперь в список добавили депутатов представительных органов муниципальных образований, являющихся членами депутатских объединений. Сделано это для того, чтобы побудить муниципальных депутатов сбиваться в составе горсоветов в партийные стайки. Оговорка внесена и в пункт, предписывающий теле- или радиоканалу, нарушившему баланс в освещении жизни политструктур в течение месяца, компенсировать упущенные возможности пострадавшей партии. Согласно поправке, если началась избирательная кампания, решение о возмещении эфира принимается после выборов. Иначе говоря, если выборы партия проиграет, никто не обязан ей ничего компенсировать.
Таким образом, нынешний закон, и без того закрепляющий неравноправие политических партий в области доступа к СМИ, поскольку касается только парламентских партий, окончательно проясняет курс власти на строительство двухпартийной системы. Коммунисты все более явно оттесняются с площадки публичной политики. И, напротив, малым прокремлевским структурам дают зеленый свет – ведь надо же будет в парламенте кому-то озвучивать непопулярные, но необходимые для экономики меры.