Аркадий Дворкович и Дмитрий Медведев задумались о надежности новых прогнозов экспертного сообщества.
Фото ИТАР-ТАСС
Глава государства подвел итоги работы Института современного развития (ИНСОР), который он возглавил год назад. Президент принял участие в круглом столе, организованном ИНСОРом. Главными темами обсуждения стали рост безработицы и меры по ее преодолению. Медведев привел с собой министров – чтобы они взяли на заметку предложения экспертов его мозгового центра.
Президент, дабы не изменять традиции, не стал приглашать экспертов ИНСОРа в Кремль, а удостоил институт своим личным присутствием. Медведев приехал в сопровождении ключевых министров российского правительства: главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной и Министерства здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой. «Мы давно не встречались», – сказал Медведев, открывая встречу, и тут же прибавил: он не будет рассказывать о том, какие меры принимает государство в вопросе безработицы. Глава государства решил выслушать предложения экспертов. Медведев надеется, что инициативы ИНСОРа пригодятся правительству. Поскольку, сообщил президент, число безработных возросло уже до 2 млн. 200 тыс. человек.
Первой с докладом выступила директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева. Основная мысль ее выступления: сегодня важно не столько тушить пожар растущей безработицы, сколько готовить к моменту выхода из кризиса квалифицированную, инновационно мыслящую рабочую силу. «Понятно, что на это потребуются дополнительные расходы. Но социальные инвестиции обернутся ростом производительности труда. У нас есть шанс выйти из кризиса без отставания», – уверена Малеева. Такой сценарий, на ее взгляд, является залогом экономической модернизации.
Доклад взялась прокомментировать министр Татьяна Голикова. Она признала, что поначалу ее ведомству было непросто проводить мониторинг безработицы, однако сейчас этот процесс удалось запустить. На взгляд министра, сегодня граждан с урезанной зарплатой, а также тех, кого переводят на неполный рабочий день, неплохо было бы занять на общественных работах. Или в производстве, где возможна неполная занятость. По словам министра, это позволило бы людям хоть как-то компенсировать выпадающие доходы по основному месту работы. После ответа Голиковой президент и эксперты продолжили общение за закрытыми дверями.
Напомним: глава государства принял приглашение возглавить попечительский совет института еще во время своей избирательной кампании. С тех пор ИНСОР принято считать мозговым центром фабрики реформ Медведева. 18 марта прошлого года президент принял участие в заседании первого круглого стола, организованного институтом. Набирающий обороты экономический кризис в США и то, какие последствия он может оказать на российскую экономику, стали тогда главной темой обсуждения на форуме. В подготовке заседания участвовали около 500 российских и зарубежных экспертов, имеющих разные точки зрения на эту проблему.
Дмитрий Медведев, обращаясь год назад к участникам форума, произнес свою коронную фразу о том, «что власть не нуждается ни в комплиментах, ни в облизывании со стороны экспертного сообщества, а в открытом, публичном, полноценном обсуждении существующих процессов». И выразил надежду на то, что эта экспертная площадка, созданная на базе Центра развития информационного общества (РИО-Центр), сохранит высокое качество исследовательской деятельности и будет вырабатывать эффективные рекомендации для исполнительной власти.
Год назад эксперты института были полны оптимизма по поводу живучести российской экономики в условиях надвигающегося мирового кризиса. Они выразили уверенность, что кризисные явления в мировой экономике не должны сколько-нибудь значимо повредить нашей стране, так как она надежно защищена подушками безопасности в виде накопленных резервных фондов. «В анализе, который прошел в нашем институте, подтверждаются устойчивость и здоровая обстановка в нашей финансовой системе. Наши власти за предшествующие восемь лет сделали все для того, чтобы мы пришли к этой ситуации вооруженными», – поделился тогда точкой зрения глава ИНСОРа Игорь Юргенс.
Эксперт также высказал мнение на форуме и о том, что Россия может воспользоваться кризисом доверия к финансовым институтам Запада, стать так называемой тихой гаванью: «Кризис, который испытывают все крупные институциональные инвесторы, дает нам шанс, если мы правильно организуемся внутри, получить вот эту большую наличность, короткие и длинные позиции, с Запада сюда». Впрочем, уже через несколько месяцев стало понятно, что эта идея сама по себе утопична, так как Россия не то чтобы не смогла воспользоваться шансом привлечь новые финансовые ресурсы, а даже утратила возможность получать иностранный спекулятивный капитал, в одночасье покинувший страну прошлой осенью.
Наученные горьким опытом составления неточных прогнозов, эксперты института теперь действуют более предусмотрительно и даже предвещают вторую волну мирового кризиса, которая снова может ударить по российской банковской системе. По мнению Юргенса, если американская экономика не успеет откликнуться на антикризисные меры нового президента Барака Обамы, то в России можно будет ждать дальнейшего падения производства, сокращения занятости и соответствующих социальных последствий. «Наиболее жесткие из них удастся преодолеть благодаря резервам, но резервы небесконечны. Есть прогнозы сокращения ВВП на 10%, возрастания безработицы до 10 миллионов. Все это тяжелые испытания, но страны это проходили. Ответ на это – секвестр бюджета, сокращение трат государства, новая социальная политика и соответствующие новые политические призывы. Такие действия будут оправданными, если наступит вторая волна кризиса», – считает глава ИНСОРа.
Разницу в прогнозах прошлых и настоящих в беседе с «НГ» Юргенс объяснил довольно просто: «Специалисты, которые собрались тогда в институте, сказали, что существуют развилки. Произошла развилка, которая повела мир, а не Россию по более пессимистичному сценарию. И Россия, конечно, не является ни раем, ни тихой гаванью с точки зрения последствий кризиса. Если вы серьезно проанализируете предсказания и тогда, и сегодня, вы найдете много общего». Эксперт ИНСОРа Александр Будберг в интервью «НГ» хотя и признал, что экспертное сообщество должно нести ответственность за прогнозы, однако не согласился с тем, что год назад институт дал лишь оптимистические прогнозы. «Тогда высказывались разные точки зрения», – заметил он. «А я так вообще дал самые пессимистические прогнозы», – согласился с коллегой эксперт ИНСОРа Евгений Гонтмахер.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский полагает, что неточность прогнозов, которые озвучивались прошлой весной, связана прежде всего с тем, что катастрофическое прогнозирование было тогда не в моде, поэтому эксперты старались находиться в русле оптимистических оценок. Кроме того, на точность прогнозов повлиял и тот фактор, что Россия в свое время отказалась от системы долгосрочного прогнозирования, существовавшей в советское время. Власть озаботилась прогнозированием лишь год назад, когда занялась разработкой «Стратегии-2020». По мнению политолога, более верные прогнозы появятся лишь в том случае, если в стране не будет монополии в этом вопросе, то есть не будет единого экспертного центра по выработке решений: «Важно, чтобы было как можно больше различных идей и конкуренции в экспертном сообществе».