НАТО не дает покоя террористам и наркодельцам в Афганистане.
Фото Reuters
Вот уже несколько месяцев глобальный экономический кризис остается главной темой для средств массовой информации. Правительства многих стран стараются координировать свои действия, в том числе на встречах G20, которые только что завершились в Лондоне.
Многие из руководителей этих стран прибыли теперь на встречу в верхах НАТО в Страсбурге и Келе, чтобы обсудить вопросы безопасности. Но это не означает радикального изменения тематики. Можно представить, что произошло бы с международной финансовой системой сегодня, когда она как никогда уязвима, в частности, перед террористическими актами. Что стало бы с инвестициями и экономическим ростом в случае серьезной угрозы свободным энергопотокам? Удалось бы экономике, стремящейся во что бы то ни стало остаться на плаву, избежать существенного ущерба в случае кибератаки, подобной той, из-за которой два года назад пострадала Эстония?
Безопасность – не второстепенный предмет, от которого вы можете безболезненно отказаться при недостатке денежных средств. Безопасность – это основа основ нашего благосостояния. Подобно экономике, сегодня в большей степени, чем когда-либо, безопасность можно строить только посредством международного сотрудничества. Вот почему на встрече в верхах НАТО руководителям стран-союзниц требуется предпринять реальные действия.
Прежде всего необходимо согласовать дальнейшие шаги по отношению к Афганистану. Прошло уже восемь лет с тех пор, как был свергнут режим талибов, и ряд террористических групп, особенно «Аль-Каида», уже не получают пристанища в стране. Трезво оценивая ситуацию, следует признать, что к настоящему моменту мы еще не добились поставленных целей. Повстанческое движение по-прежнему действует в Афганистане и в пограничных районах, коррупция и наркотики стали устойчивыми явлениями, а международная помощь предоставляется слишком разрозненно.
За предыдущие месяцы президент Обама провел множество консультаций со своими союзниками по мере того, как Соединенные Штаты осуществляли пересмотр своего комплексного подхода к решению задач в Афганистане. Наша встреча в верхах предоставит возможность для содержательного обмена мнениями и, я надеюсь, для согласования дальнейших совместных шагов НАТО с учетом нового подхода США, включая увеличение помощи Пакистану, укрепление полицейских сил, усиление координации помощи афганскому правительству по борьбе с коррупцией.
Руководители НАТО также обсудят дальнейшие совместные шаги применительно к другой критически важной составляющей безопасности XXI века – построению подлинно партнерских отношений с Россией. Возможностей для совместной деятельности на взаимовыгодной основе у нас более чем достаточно, включая Афганистан, противоракетную оборону и борьбу с терроризмом.
В этой сфере у наших обеих сторон также есть немалые резервы. У членов НАТО имеются самые разные взгляды на отношения с Россией – от крайне осторожной позиции до готовности незамедлительно двигаться вперед. Пока мы не сузим этот диапазон, нам всегда будет трудно эффективно взаимодействовать с Россией как по вопросам, по которым у нас имеется с ней единое мнение, так и в тех случаях, где у нас сохраняются разногласия.
При этом России также необходимо решить, признает ли она стремление НАТО к партнерству или же она будет продолжать смотреть на НАТО через призму давно закончившейся холодной войны.
Еще одна задача, стоящая на повестке дня встречи в верхах, – без промедления начать подготовку к решению тех задач, с которыми мы можем столкнуться завтра. Руководители Североатлантического союза примут Декларацию о безопасности НАТО, в которой не только найдет подтверждение основная деятельность НАТО, но также в общих чертах будут сформулированы будущие задачи организации. Я надеюсь, что на встрече в верхах также начнется коренной пересмотр Стратегической концепции НАТО – одного из важнейших руководящих документов Североатлантического альянса – с тем, чтобы руководители 28 стран договорились о задачах, которые НАТО следует выполнять в XXI веке, включая киберзащиту или энергетическую безопасность – области, где, я считаю, НАТО должна работать более активно, применяя свой уникальный опыт.
Но будет у нас время и для важных торжеств. Союзники по НАТО тепло поприветствуют решение президента Саркози о полномерном возвращении Франции во все структуры Североатлантического союза. Албания и Хорватия займут свое место в семье НАТО и примут на себя соответствующие права и обязанности как 27-й и 28-й члены организации.
На встрече в верхах также пройдет празднование 60-й годовщины создания Североатлантического союза. Один журналист-комментатор написал в этом месяце, что «когда альянсы побеждают, они умирают». Но НАТО по-прежнему живет и здравствует, так как по-прежнему актуально ее уникальное предназначение – служить организацией, в которой выступают единым фронтом, ведут совместные консультации и действуют сообща ради обеспечения безопасности Европы и Северной Америки.