В ближайшее время в Государственную Думу поступит президентский законопроект, согласно которому станет возможным отстранение от должности руководителей муниципальных образований. Сейчас отправить их в отставку возможно только теоретически. Новый механизм призван повысить уровень ответственности властей, при этом не нарушив принципов местного самоуправления. Эта инициатива уже стала предметом для дискуссии в экспертном сообществе.
Единственный на сегодняшний день способ отстранения от власти проштрафившегося мэра – сложная и сыро прописанная законом процедура, практически, как показывает опыт, неприменимая. Отстранить мэров от должности можно только с помощью суда, что иногда занимает годы. В то же время ситуации, когда мэр города и работать не может, и писать заявление по собственному желанию не хочет, возникают довольно часто. Это противоречие и должна устранить инициатива.
Теперь же скорее всего процедурой увольнения мэра, не справляющегося со своими обязанностями, полностью займутся законодательные собрания муниципалитетов, которые для вынесения «судьбоносного» решения должны будут аккумулировать значительное большинство голосов своих депутатов. В этой ситуации правом инициативы по смещению мэра, как заявлено, будут обладать и федеральные органы, и губернаторы, и сами местные депутаты. Тем не менее именно такая система, как считают эксперты, была бы в разы более действенной, чем нынешняя. Не говоря уже о том, что она стала бы более демократичной – избранного мэра будет отстранять избранный парламент, а не «утвержденный» губернатор или «назначенный» судья.
«Таким образом, – говорит член Общественной палаты РФ, член президиума совета при президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления Леонид Давыдов, – устраняется одна из оставшихся на сегодняшний день врожденных проблем российской государственной машины. Местная власть всегда находилась на периферии всех законодательных инициатив, вообще не попадала в принцип разделения властей. И так как по Конституции местная власть не является государственной властью, то считалось: ну, пусть так и будет».
В то же время для жителя любого из российских городов то, как работает их мэр, гораздо более существенно, чем то, как работает федеральная власть. Ведь именно от мэра, а не от столичных начальников зависит, поступает ли в дома вода и тепло, исправно ли функционирует канализация и все ли в порядке с общественным транспортом.
«Есть немало примеров, когда мэры месяцами не появляются в своих кабинетах, лежат в больницах или пребывают в других местах – в общем, занимаются чем угодно, кроме своих прямых обязанностей», – говорит первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Трудно снять с должности зарвавшегося или проворовавшегося городничего – так, на мэров Владивостока (Николаев), Волгограда (Ищенко) неоднократно заводили уголовные дела по факту «злоупотребления должностными полномочиями». «Несправедливо, что губернаторы, правительство, чиновники на местах несут ответственность за свои поступки, а снять мэра с его должности практически невозможно», – считает Торшин.
Кроме того, известны многочисленные конфликты между мэрами городов и губернаторами регионов, хуже всего от которых приходится населению. Например, противостояние мэра Архангельска Александра Донского и губернатора области Николая Киселева, мэра Рыбинска Евгения Сдвижкова и губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, мэра Костромы Ирины Переверзевой и губернатора Игоря Слюняева, мэра Пскова Михаила Хоронена и губернатора области Михаила Кузнецова. И если ответственность губернаторов за неправомерные действия прописана в законах сейчас достаточно жестко, то выборные главы городов фактически ни перед кем не отвечают.
«С законопроектом случилась интересная история – сейчас он выглядит совсем не так, как его какое-то время назад начали лоббировать губернаторы, – рассказывает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Изначально некоторые руководители регионов надеялись получить этакие ножницы, которыми они смогут быстро перекроить местную власть под себя. Но этого не произошло. Законопроект выходит сбалансированным – в том смысле, что губернатор-то предлагает, но муниципальное собрание (а они часто на стороне мэра или вообще нейтральны) вправе согласиться или не согласиться с предложением отстранить мэра от должности». Плюс к тому законопроект в состоянии устранить противоречия между мэром и городским парламентом, которые также не редкость, считает политолог.
Суть обсуждаемого законопроекта в том, что решение о досрочной отставке мэра будет приниматься исключительно на местном уровне, именно туда переносится вектор ответственности за деятельность градоначальников. При этом процедура лишения должности хоть и становится реальной, но никак не упрощенной. На ее реализацию скорее всего будет отводиться значительное время, достаточное для того, чтобы руководитель территориального образования и депутаты законодательного собрания могли прийти к консенсусу. Эксперты считают, что одновременно это может стать гарантией от попыток использовать процедуру как сведение каких-то личных счетов.
А председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко отмечает, что законопроект возник не из пустоты – он лежит в русле инициатив Дмитрия Медведева, выдвинутых им в президентском Послании к Федеральному собранию. «В Послании президента России было заявлено о том, что необходимо повысить роль представительных органов муниципальных образований в осуществлении контроля за деятельностью глав муниципальных образований – вплоть до принятия решения об отрешении их от должности», – говорит Тимченко.