Эхуд Ольмерт способен быстро убедить Джорджа Буша.
Фото Reuters
«Ненужная война» – так озаглавлена статья, которой бывший президент США Джимми Картер отозвался на операцию израильских войск в секторе Газа. Экс-президент, со времени своей отставки принимавший активное участие в международных миротворческих усилиях, рассказал на страницах Washington Post об истории ныне сорванного соглашения о перемирии между Израилем и палестинской организацией ХАМАС.
В прошлом году Картер и сотрудники возглавляемой им миротворческой группы подключались к контактам, которые стороны конфликта поддерживали при посредничестве египетской разведслужбы. По словам экс-президента, соглашение, вступившее в силу 19 июня прошлого года, предусматривало прекращение акций военного характера и возобновление доставки гуманитарной помощи населению сектора. Выживание населения Газы почти исключительно зависит от доставки продуктов, которые предоставляют ООН и международные благотворительные организации. Однако прекращение огня не привело на деле к восстановлению доставки продовольствия. В сектор Газа допускалось лишь 20% от требуемых 700 грузовиков в сутки. Жители Газы голодали.
Ближе к концу срока действия соглашения начались переговоры о его продлении. ХАМАС поставил вопрос о подключении к соглашению не только сектора Газа, но и Западного берега, однако израильские власти отказались. Затем хамасовцы потребовали снятия блокады, однако и в этом натолкнулись на отказ. Тель-Авив был готов разрешить доставку лишь около 15% требуемого количества грузов. Это предопределило отказ ХАМАС продлить соглашение о перемирии.
Этот рассказ позволяет частично объяснить обстоятельства нынешнего конфликта. Но все же есть и пока еще не совсем проясненные вопросы. Почему именно в нынешний период началась операция ЦАХАЛ? Каковы ее конечные цели? Эти вопросы особенно усилились в связи с осознанием того факта, что растущее число жертв в сущности не меняет ситуацию. Создается впечатление, что у «Литого свинца» есть иные задачи, кроме официально объявленных.
Интересные комментарии появились на этот счет в американской газете New York Times. В одном из них газета напомнила, что первоначально Тель-Авив высказывал удовлетворение в связи с возникновением в 1987 году ХАМАС. Там надеялись, что соперничество между палестинскими организациями их ослабит.
Высказывается также мнение, что Тель-Авив поспешил с развязыванием военных действий, пока в Вашингтоне все еще находится у власти Джордж Буш. Там исходят из оценки, что из всех американских президентов последних десятилетий именно Буш наиболее решительно поддерживал Израиль и соответственно не будет противодействовать его силовым акциям. Но ведь и избранный президент Барак Обама не только неоднократно обещал позаботиться о безопасности Израиля, но и включил в свое окружение ряд произраильских деятелей? Да, действительно Обама давал такие обещания и даже высказался за то, чтобы Иерусалим стал столицей еврейского государства. Однако никто не знает, как может обернуться дело в конечном итоге. Как, например, повлияет на эти обещания призыв Обамы к переменам в политике Вашингтона.
Известно, что Буш призвал на международной конференции в Аннаполисе в 2007 году к решению ближневосточной проблемы до конца 2008 года. Однако срок этот уже прошел, и на фоне боевых действий в Газе затихли все разговоры на данную тему. Получается, что наследием Буша в ближневосточной политике Вашингтона стало не появление двух живущих бок о бок государств – палестинского и еврейского, а разгоревшийся вновь конфликт. И это наследие будет связывать руки новому президенту США. Может быть, это и есть важнейшая цель операции «Литой свинец»?
Надо отметить, что поддержка Вашингтоном действий Тель-Авива при Буше носит столь прочный характер, что она практически лишает слова в ближневосточных делах других международных игроков. Каково, например, воздействие на ситуацию квартета ближневосточных посредников? А роль ЕС? Даже резолюция СБ ООН, принятая в ночь с минувшего четверга на пятницу, не положила конец боям.
Примечательная деталь. Госсекретарь США Кондолиза Райс в течение трех дней активно участвовала в подготовке проекта резолюции ООН и по всем признакам готовилась проголосовать за него. Однако о подготовке документа узнал Эхуд Ольмерт. Он потребовал немедленно связать его по телефону с Бушем. Президент, выступавший в Филадельфии, был вынужден на время покинуть трибуну. «США не могут проголосовать за эту резолюцию», – сказал израильский премьер американскому президенту. В итоге Буш дал указание Райс воздержаться при голосовании. «В итоге Райс была посрамлена – она готовила резолюцию, но не голосовала за нее», – считает Ольмерт. Редкий, если вообще не уникальный случай влияния страны, не являющейся членом СБ, на голосование в этом органе ООН, отвечающем за вопросы войны и мира.
Подобное заставляет скептически смотреть и на перспективы проведения в нынешнем году в Москве международной конференции по Ближнему Востоку. Если только призыв Обамы к переменам в политике США не повлияет на самого его автора, рассчитывать на эффект международных усилий по продвижению ближневосточного урегулирования будет крайне трудно.