За месяц со времени выборов в США победивший на них Барак Обама заполнил главные руководящие посты в своей администрации. Его кабинет и группа помощников делятся на несколько команд: экономическая, по национальной безопасности, по связям. И всех их вместе взятых можно считать одной командой – командой Обамы.
Соответствует ли произведенный Обамой выбор государственных руководителей установкам его избирательной кампании, прежде всего его обещанию «произвести перемены в Вашингтоне»? К сожалению, анализ состава кабинета избранного президента не выявляет в нем именно сторонников перемен. Ведь нельзя отнести к таковым ни старожила Вашингтона Джо Байдена, готовящегося сменить кресло сенатора на вице-президентский кабинет в Белом доме, ни будущего госсекретаря Хиллари Клинтон. И все остальные руководители – сплошь старожилы Вашингтона, все работали в составе предыдущих администраций, прежде всего при президенте-демократе Билле Клинтоне.
Старожилом Вашингтона является и считающийся республиканцем министр обороны Роберт Гейтс, который согласился остаться еще на один год. Оставаясь во главе Минобороны, Гейтс больше способен обеспечить преемственность военной политики, чем перемены.
Оценивая состав команды национальной безопасности, американские комментаторы отмечают, что Обама сделал упор на сильные фигуры, которые не имеют отношения к высказывавшимся Обамой леволиберальным взглядам.
То же самое относится и, участникам экономической команды. Все они – сподвижники клинтоновского министра финансов Роберта Рубина и, как и он, несут ответственность за лопнувший ныне финансовый пузырь, который в значительной степени формировался еще при Клинтоне. Как и Рубин, они близки к Уолл-стрит, а не к Main-street, на которую обещал ориентироваться Обама, имея в виду широкие круги населения страны.
В целом политологи не удивляются, что Обама, выдвигавший на выборах леволиберальные лозунги, добившись победы, стал набирать в свою команду центристов и даже тех, кто правее центра. В этом заключается своя логика, заставляющая избранного президента ориентироваться на потребности практического государственного руководства.
Немало избирателей, голосовавших за Обаму, ныне не скрывают своего разочарования. Но многие все еще верят в лозунг перемен. Сам избранный президент старается поддерживать эту веру. «Кто же будет отвечать за «видение перемен»?» – спросил его один из журналистов на церемонии, посвященной представлению команды национальной безопасности. «Я как президент США», – ответил Обама.
Пока же он потихоньку вносит коррективы в свои когда-то радикально звучавшие лозунги. Так, в минувшее воскресенье он подтвердил намерение «покончить с войной в Ираке», но уже не упоминал сроки вывода сил из этой страны и даже сообщил, что США сохранят в регионе силы, необходимые для борьбы с терроризмом.
Засилье старых кадров на всех уровнях руководства означает сохранение прежнего курса. Особенно это относится к сфере внешней политики, где подходы Билла Клинтона и Джорджа Буша были в ряде моментов схожи. Такой прогноз справедлив и для российско-американских отношений. По крайней мере в том, что касается продвижения НАТО на восток, наращивания американского влияния на постсоветском пространстве и давления на Кремль по внутриполитическим аспектам. Те же лица – та же политика. Показательно, что среди специалистов по России в окружении Обамы мы видим исключительно людей, которые настойчиво применяют свой прошлый опыт профессиональных советологов к нынешней России.
Видимо, с засильем этой группы людей связано то, что названная Обамой в минувшее воскресенье повестка дня в области американо-российских отношений сводится исключительно к двум направлениям: сотрудничеству в деле нераспространения ОМУ и борьбе с терроризмом. Попутно Обама обвинил Россию в нарушении международных норм на Кавказе. Известно, что протбилисский уклон политике нового хозяина Белого дома пытается придать его партнер по выборам Джо Байден. Команда влияет на своего капитана.
В этих условиях, как представляется, возрастает важность прямого диалога лидеров России и США. Раз уж Обама по-прежнему позиционирует себя как глашатая перемен, то именно возможность ведения переговоров с ним в ходе саммитов и на международных форумах дает шанс поднять эту тему. Ведь перемены в российско-американских отношениях весьма необходимы.