Кому служить, кому – нет, решит начальство.
Фото ИТАР–ТАСС
В СМИ разразился новый скандал. И связан он с теми мероприятиями военной реформы, которые проводит сегодня в отсутствие полной гласности нынешнее руководство Минобороны.
В конце минувшей недели, точнее 29 ноября, одна из московских газет со ссылкой на заместителя председателя комитета по обороне Государственной Думы Михаила Бабича сообщила о директиве начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Николая Макарова, которая якобы запрещает военнослужащим разглашение сведений о ходе предстоящих реформ. А главное – о возникающих в ее процессе проблемах и настроениях в войсках. Кроме того, сообщалось, что ряд военачальников, и среди них – начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников, подали рапорты об отставке из-за несогласия с этой реформой.
На публикацию тут же откликнулся исполняющий обязанности начальника пресс-службы Минобороны полковник Александр Дробышевский. Он заявил, что «данные сообщения (о рапортах несогласных. – «НГ») – гнусная ложь». А что касается информации о якобы изданной начальником Генштаба директиве с запретом рассказывать о реформе, то, по словам Дробышевского, «в военном ведомстве и так достаточно документов, регламентирующих выступления офицеров и генералов Министерства обороны». Наоборот, по его словам, министр обороны и начальник Генштаба постоянно требуют от подчиненных выступать, в том числе и в СМИ, с разъяснениями «по принятию Вооруженными силами России нового облика».
Об этом распоряжении говорил полковник Дробышевский и автору данных строк в конце минувшей недели. Но проблема в том, что заместители министра, главкомы и командующие, за редким исключением, как, впрочем, и другие военачальники, не балуют печатные органы откровениями по поводу предстоящей реформы, о чем неоднократно писали «НГ» и «НВО». И любые сообщения, противоречащие официальной информации, исходящей через агентства из Минобороны, по этой причине воспринимаются как истина в последней инстанции.
В связи с таким восприятием и новое опровержение пресс-службы Минобороны выглядит не очень убедительным. Во-первых, нет однозначного утверждения, что директивы, о которой рассказала газета, не существует. Тем более что заместитель председателя думского комитета по обороне Михаил Бабич сам не заявлял, что он такую директиву не видел. А, во-вторых, общественность имеет опыт подобных опровержений. Весной нынешнего года Минобороны с усердием, достойным лучшего применения, доказывало, что не существует рапорта об отставке начальника Генерального штаба генерала Юрия Балуевского. Потом вдруг оказалось, что он, как и утверждали СМИ, все-таки оставляет свой пост.
Пока руководство Минобороны не начнет открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться. Но самое главное – доверия к тем заявлениям и действиям, которые осуществляются на военном олимпе, так и не появится. Ни у населения страны, ни в войсках.