Нынешняя администрация ускорила социальную эволюцию американцев.
Фото Reuters
«Голосуйте за нас. Мы произведем перемены в Вашингтоне!» Этот призыв демократа Барака Обамы, звучавший на протяжении всей избирательной кампании, как считается, обеспечил ему победу. Правда, и его соперник Джон Маккейн, особенно ближе к дню выборов, осознал магическую силу призыва к переменам. Он тоже пообещал перетрясти Вашингтон и дать новое направление американской политике. Однако слова Маккейна звучали неубедительно, так как эти заверения давал старожил Вашингтона, представитель той же партии, что и нынешний президент Джордж Буш. Во вред республиканскому кандидату оказалась и публичная поддержка со стороны Буша и вице-президент Ричарда Чейни.
Призывы к переменам в значительной степени базировались на непопулярности нынешнего президента и его администрации. Чем ближе окончание срока пребывания Буша в Белом доме, тем ниже его рейтинги. И соответственно тем привлекательнее для избирателей выглядели обещания строить политику иначе, чем ее строит Буш.
Как сообщила газета International Herald Tribune, проведенный в этом году опрос 106 профессиональных историков показал, что они в подавляющем большинстве (98%) считают Буша неудачным президентом, а 61% – вообще самым неудачным в американской истории. Бушу вменяют в вину дорого обходящуюся стране – в человеческих жизнях и деньгах – войну в Ираке и неудачную военную кампанию в Афганистане. Винят за действия, приведшие к растущей изоляции США в мире. За бюджетный дефицит в размере триллиона долларов. И, конечно, за неумелые действия по преодолению финансового кризиса...
В минувший вторник американцы впервые в истории выбрали своим президентом темнокожего политика. Еще 10 лет назад американские политологи, признавая возможность подобного, высказывали мнение, что случится это не скоро. Именно поэтому в 1996 году генерал Колин Пауэлл, несмотря на популярность как высшего военного руководителя во время операции «Буря в пустыне», не принял предложений попытать шанс в президентской гонке. Ныне он поддержал Обаму, хотя сам является республиканцем. И сослался на то, что именно Обама может реально добиться перемен в Вашингтоне. С точки зрения исторической перспективы получается, что Джордж Буш невольно ускорил социальную эволюцию американцев, создав условия для победы Обамы.
Накануне дня голосования в избирательном штабе Обамы был готов проект его инаугурационной речи, хотя он понадобится не скоро – 20 января 2009 года. Кроме того, помощники Обамы заявили, что новоизбранный президент «ускорит процесс передачи власти». В действительности ускорить переходный процесс невозможно, так как процедура жестко определена законом. Она длится вплоть до дня инаугурации нового президента, когда он и вступает в должность, приняв присягу. До этого все полномочия управления исполнительной властью находятся в руках действующего президента. Хотя его при этом часто образно называют хромой уткой.
Переходный период сводится к тому, что новоизбранный президент подбирает состав кабинета и руководящий состав государственных ведомств. В это время он и его сотрудники получают информацию и документы по текущим вопросам государственного управления. Поэтому обещания помощников Обамы ускорить передачу власти прежде всего подразумевают намерение приступить к работе 20 января без раскачки.
Но не только. Укрепление позиций Демократической партии в обеих палатах Конгресса, происшедшее в результате выборов (в этом также сыграли роль и Обама, и Буш), позволяет новоизбранному президенту оказывать влияние на решение целого ряда вопросов, прежде всего связанных с проведением антикризисных мероприятий.
Еще одним способом ускорения процесса передачи власти является выраженное Обамой намерение оставить в новой администрации кое-кого из влиятельных фигур старой. Речь идет прежде всего о министре обороны Роберте Гейтсе, работавшем на руководящих должностях как при президентах-республиканцах, так и демократах. Показательно, что именно Гейтс еще до выборов сделал заявление о действиях будущей администрации. По его словам, независимо от того, победит на выборах Обама или Маккейн, будущая администрация заключит с Россией договор о сокращении стратегических вооружений в продолжение завершающего действие Договора CНВ-1.
Но каковы будут перемены, на которые американские избиратели дали мандат новоизбранному президенту? Лозунги, которые слышали избиратели, не вносят в этот вопрос полной ясности. Очевидно лишь то, что в условиях традиционной для США системы сдерживания и противовесов и обычая формировать консенсус политэлиты по наиболее острым проблемам эти перемены не могут быть быстрыми и масштабными. Тем более при заметно сократившихся из-за кризиса возможностях государства.