За прошедшую неделю руководителями нашей страны было сделано несколько важных заявлений относительно российской космонавтики. Премьер-министр Владимир Путин подчеркнул, что космические технологии необходимы для обеспечения безопасности государства, для перевода экономики на современные, инновационные рельсы и для выхода на глобальные рынки высокотехнологичной продукции. Премьер также отметил, что космическая отрасль, созданный в ней научный и производственный задел, кадровый потенциал – это одно из конкурентных преимуществ России, «которое необходимо сохранять и развивать».
Ради решения этой задачи космонавтика, по словам вице-премьера Сергея Иванова, только в 2009 году получит дополнительно 100 млрд. руб. Иванов также упомянул возможность создания госкорпорации в космической сфере.
Все эти заявления создают картину интенсивного развития российской космонавтики. Однако так ли это на самом деле?
Руководители страны обозначили три более или менее конкретные цели, на достижении которых должны быть сосредоточены усилия космической отрасли: осуществление Федеральной космической программы (ФКП) на 2006–2015 годы, развитие беспилотной околоземной космонавтики, в частности группировки ГЛОНАСС, а также развитие космодромов.
ФКП на 2006–2015 годы – это, образно говоря, программа «застоя» отечественной космической отрасли. Она предусматривает в основном сохранение научно-технического потенциала, созданного еще в советские времена. Развитие автоматической космонавтики дело, конечно, нужное, но где пилотируемый «космос»? Ведь именно в области пилотируемых программ Россия, по словам Путина, – «один из признанных лидеров». Однако этому лидерству, основанному на использовании советских заделов 1960-х – начала 1970-х годов, уже бросает серьезный вызов Китай, собирающийся в 2010 году построить околоземную станцию. Не отстает и Индия, заявившая о намерении высадить своих представителей на Луну в третьем десятилетии этого века.
Развитие космодромов – интересная задача, но возникает вопрос: под какую технику они будут развиваться? В отличие от современного аэродрома, который одинаково хорошо может принимать на своих взлетно-посадочных полосах «кукурузники» и «Конкорды», стартовые комплексы строятся лишь под конкретные ракеты и корабли. С учетом того, что единственным относительно реальным образцом новой ракетно-космической техники является носитель «Ангара», можно предположить, что «модернизироваться» космодромы будут в основном под разменявшие полвека «Союзы» и сорок лет «Протоны». Поскольку стартовый комплекс – сооружение затратное и долговременное, подобная «модернизация» будет консервировать технологическую отсталость российской космонавтики.
Никакого нового пилотируемого корабля нет даже в проекте, что неудивительно. Ведь в современных условиях космический корабль – лишь придаток крупного пилотируемого комплекса, куда он доставляет людей и грузы. Однако создание такого комплекса за пределами МКС, которая прекратит существование около 2020 года, в официальных планах Роскосмоса также не прослеживается.
Это тем более странно, если учесть, что ракетно-космическая корпорация «Энергия» разработала проект облетно-орбитальной экспедиции к Марсу, которую можно осуществить в течение ближайших 12–14 лет за сумму в 20–25 млрд. долл. (лишь в два раза выше сочинской Олимпиады). Данная экспедиция не только обеспечит действительно лидирующие позиции России в области космонавтики на много десятилетий вперед, в том числе ее ключевую роль в будущих международных проектах по исследованию и освоению космоса. Будет создана универсальная техника, способная работать как на трассе Земля–Марс–Земля, так и на околоземной орбите, что повысит ее отдачу для «земных» нужд российской экономики.
Без подобной стратегической цели всякие разговоры о «качественном подъеме» отечественной космонавтики сведутся лишь к количественному росту орбитальной группировки России либо к образованию «черной дыры», где будут практически безотчетно исчезать миллиарды бюджетных рублей на «внедрение» в экономику результатов космической деятельности, полученных с помощью устаревшей космической техники. Ни то, ни другое не будет способствовать ни научно-технической модернизации страны, ни повышению ее международного престижа.